Двенадцатилетняя
неутомимая деятельность выдающегося датского богослова, философа и
моралиста Сёрена Кьеркегора (произведения его занимают около 800
печатных листов)не только не принесла ему никаких материальных выгод,
но, поглотила все его собственные средства, доставшиеся ему от отца.
Самому Кьеркегору это казалось вполне естественным, раз писатель
посвящает себя служению идее. Такой идейный писатель, как Кьеркегор,
постоянно должен был приходить в столкновение с "толпой". Из этих
столкновений он вывел свое учение "о единице", т.е. о сознающем свою
личную ответственность индивидууме в противоположность безответственной
массе, толпе. Единица может обладать истиной, тогда как масса, толпа, по
самому существу своему есть ложь, до такой степени, что если бы даже
единицы, обладающие истиной сами по себе, решились сплотиться,
образовать массу, имеющую какое-либо решающее значение, то сейчас же
лишились бы своего прежнего значения. Вот почему Христос и был распят;
Он хотя и обращался с проповедью ко всем, но не желал, однако,
содействия массы, а, напротив, отталкивал ее от себя, желая оставаться
истиной, которая имеет дело с каждой личностью в отдельности. Поэтому
каждый, кто действительно хочет служить делу истины, обречен на
мученичество.
В Декабре 1854 в журнале
Отечество Кьеркегор напечатал статью под заглавием Был ли епископ
Мюнстер свидетелем истины?, в которой заявлял, что свидетель истины
есть тот человек, с которого сдерут кожу, которого измучат, будут
влачить из одной темницы в другую и которого, наконец, повесят на
кресте, или обезглавят, или сожгут и бездушное тело которого будет
брошено палачом в одно из непотребных мест.
Энциклопедический словарь
Христианство, т.1, М 1993
|