Альбрехт Дюрер
(1471-1528)
ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг Ч 1528, там же), немецкий
живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения
. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах
воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр
лАпокалипсис╗, 1498), выразил гуманистические представления о
смысле бытия и задачах искусства (т. н. мастерские гравюры,
1513-14). Создал полные силы и энергии образы человека
реформационной эпохи (лПортрет молодого человека╗, 1521, диптих
лЧетыре апостола╗, 1526), людей из народа (гравюра лТри
крестьянина╗). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик
(св. 900 рисунков). Теоретик искусства (лЧетыре книги о пропорциях
человека╗, 1528).
Биография
Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала
у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля
Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера
лгоды странствий╗ (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна
(Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и
книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у
которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на
металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также
художниками. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей
и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое
путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и
Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с
императором Максимилианом I , видимо, тогда же начал на него
работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил
Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие
города). Работал в Нюрнберге.
Творчество. Дюрер и Италия
Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого
Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого
наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе
богатство и своеобразие немецких художественных традиций,
постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от
классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во
внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение
для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну
гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он Ч
единственный мастер Северного Возрождения , который по
направленности и многогранности своих интересов, стремлению
овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций
человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть
сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.
Рисунки
Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик;
рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее
место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900
листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено
только с наследием Леонардо да Винчи . Рисование было, видимо,
частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми
известными тогда графическими техниками Ч от серебряного штифта и
тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как
и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом
работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов,
рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов Ч
крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его
прославленные акварели лКусок дерна╗ и лЗаяц╗ (Альбертина, Вена)
выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью,
что могли бы иллюстрировать научные кодексы.
Творческая зрелость. Живопись 1494-1514
Первая значительная работа Дюрера Ч серия пейзажей (акварель с
гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Эти
продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно
чередующимися пространственными планами Ч первые лчистые╗ пейзажи
в истории европейского искусства. Ровное, ясное настроение,
стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют
характер живописных работ Дюрера конца 15 в. Ч начала 2-го
десятилетия 16 в.; таковы небольшой алтарь лРождество╗ (лАлтарь
Паумгартнеров╗, ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), лПоклонение
волхвов╗ (ок. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу,
состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом,
плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно
повторяющимся в архитектурной декорации.
Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится
поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он
ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в
Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в
гравюре на меди лАдам и Ева╗ (1504) и одноименном большом
живописном диптихе (ок. 1507, Прадо).
К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные,
гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции Ч
выполненный для одной из венецианских церквей лПраздник четок╗
(1506, Национальная галерея, Прага) и лПоклонение св. Троице╗
(1511, Музей истории искусств, Вена). лПраздник четок╗ (точнее Ч
лПраздник венков из роз╗) Ч одна из самых больших (161,5х192 см) и
наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера; она
наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и
жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных),
полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. В
небольшой алтарной картине лПоклонение св. Троице╗ сонм святых,
отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в
лДиспуте╗ Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с
арочным завершением алтаря.
Портреты и автопортреты
Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет.
Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Старая пинакотека,
Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще
передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели.
Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних
портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая
рукой 13-летнего мальчика (лАвтопортрет╗, 1484, рисунок серебряным
штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех
первых живописных автопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500,
Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер
изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное
длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях
Христа-Пантократора.
Гравюры
Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии
(гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Следуя
за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов
искусства. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся
дух его творческой натуры, волновавшие его драматические
нравственные коллизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным
живописным работам стала уже его первая большая графическая серия
Ч 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). В своих
гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах,
опирается на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной
экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений,
ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Грозный
характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых
гравюр, вошедшей в историю искусств под названием лНемезида╗
(начало 1500-х гг.).
Характерные для немецкой художественной традиции обилие
подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном
и ясном по настроению графическом цикле Дюрера лЖизнь Марии╗ (ок.
1502-05, ксилографии). Драматической экспрессией отличаются два
больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н.
лБольшие страсти╗ (ксилографии, ок. 1498-1510) и две серии лМалых
страстей╗ (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11); они получили
наибольшую известность у современников.
Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры
лРыцарь, Смерть и Дьявол╗ (1513), лСв. Иероним в келье╗ (1514),
лМеланхолия╗(1514), образующие своеобразный триптих. Выполненные с
виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры на меди,
отличающиеся лаконизмом и редкой образной сосредоточенностью, они,
видимо, не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет
сложный морально-философский подтекст, истолкованию которого
посвящена обширная литература. Образ сурового немолодого воина,
движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа,
невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола,
навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского лРуководство
христианского воина╗. Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия,
предстает как олицетворение духовной самоуглубленности и
созерцательной жизни. Величественная, погруженная в мрачное
размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим
нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего
времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося
творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в
людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала,
лбожественной одержимости╗ гения).
Поздние работы
Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер
был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых
было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках
раскрашенной литографии лАрка Максимилиана I╗ (в работе над ней,
кроме Дюрера, участвовала большая группа художников).
Начало нового творческого подъема связано с поездкой Дюрера в
Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых
зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов (лЭразм
Роттердамский╗, уголь, 1520, Лувр; лЛука Лейденский╗, серебряный
карандаш, Музей изящных искусств, Лилль; лАгнес Дюрер╗,
металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин, и др.). В
1520-е гг. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и
в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени Ч
Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма
Роттердамского , 1526), и в живописи (лПортрет молодого человека╗,
1521, Картинная галерея, Дрезден; лМужской портрет╗, 1524, Прадо;
лИероним Хольцшуэр╗, 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем, и
др.). Эти небольшие подгрудные портреты отличаются классической
завершенностью, безупречной композицией, чеканностью силуэтов,
эффектно усложненных очертаниями широкополых шляп или огромных
бархатных беретов. Композиционным центром в них является данное
крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней.
В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть
изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении
нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск
напряженной духовной жизни. Сила духа, открытая Дюрером в его
современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной
работе Ч большом диптихе лЧетыре апостола╗ (1526, Старая
пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Огромные
фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка,
олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера,
четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что
могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского
Высокого Возрождения .
В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды:
лРуководство к измерению циркулем и линейкой╗ (1525), лНаставление
к укреплению городов, замков и крепостей╗ (1527), лЧетыре книги о
пропорциях человека╗ (1528).
|