Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем
(Life
as a fatal sexually transmitted disease)
Режисер:
Кшиштоф
Занусси (Krzysztof Zanussi)
В
ролях:
Збигнев Запасевич (Zbigniew Zapasiewicz),
Кристина Яанда (Krystyna Janda),
Павел Окраска (Pawel Okraska),
Тадеуш Брадецки (Tadeusz Bradecki),
Кинокомпания: Mercure Distribution,
Год выпуска: 2000,
Продолжительность: 97 мин.
"ЧАЮ
ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ..."
Новый фильм Кшиштофа Занусси абсолютно вписывается в
эстетическую категорию "трагическое": скорбь смерти и ликующее
бессмертие тесно переплетены в истории последних дней
безнадежно больного профессора медицины.
Что такое смерть? Стоит ли она страха перед ней? Что с нами
происходит, когда грань перехода отсюда - туда обозначается
достаточно ясно? Как и когда человек, который знал почти все о
человеческом теле, понимает, что ему ничего неизвестно о
населяющей тело душе?
Все духовно-философские проблемы, поднятые в фильме, Занусси
"драпирует" в диалоги, действуя по принципу: "Имеющий уши, да
услышит". Поэтому рассказ ксендза о неупокоившемся духе
монаха, что и сейчас бродит по коридорам старого
бернардинского монастыря, также звучит вскользь. Но в его
контексте - новый вопрос: какова мера расплаты за нарушение -
даже в благих целях - установленных для человека правил
духовного бытия в физическом мире? Так история многовековой
давности обретает новый смысл в свете еще одной
общегуманитарной проблемы. Имеет ли человек право на эвтаназию
- легкую смерть через смертельную дозу обезболивающего - как
досрочное облегчение мучений плоти? Сам профессор достаточно
уверенно брал на себя эту ответственность по отношению к
другим, снабжая их необходимыми фармацевтическими средствами,
но...
Очень скоро болезнь вступает в последнюю стадию. Умирающий
врач готовит и для себя смертельную дозу лекарства, чтобы
прекратить невыносимые мучения. Однако ночью ему является тот
блуждающий между двух миров монах-бернардинец, и профессор
понимает, что, пресеки он свою жизнь, вступи он в стан
самоубийц, - и его дух также будет обречен бесконечно метаться
в поисках покоя. Отказ от смертельной дозы морфия, еще одна
ночь мучений, - но на другой день тот Единственный, кто может
ведать жизнью и смертью, дарует ему вечный сон в присутствии
людей, которые стали для него самыми близкими в эти дни -
студента-медика и его подруги. Им он оставляет все, что
принадлежало ему на земле, и уходит тихо, без мучений...
Уберите один из последних кадров фильма, - и финал будет
выглядеть почти цинично: некто умирает от рака на больничной
койке. Рядом с ним - ни одного родственника. Тело, по его
предсмертной просьбе, не хоронят по-человечески, а отдают в
анатомичку, причем первый разрез на нем должен сделать тот
самый студент.
А дальше... Юноша не в силах прикоснуться скальпелем к телу
своего умершего друга, но тот произносит слова, слышимые
только молодому медику: "Что ты тянешь, это всего лишь плоть!"
Вот тут история о смертельно больном профессоре обретает ясный
смысл: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?"
В фильме ни разу не упоминается Его имя - только местоимения и
легкие штрихи в тексте, но, если вы "имеете уши", то
непременно станете размышлять: что там, за гранью - черная яма
небытия или Его немерцающий свет? Занусси сознательно не хочет
никого дразнить или к чему-то подталкивать, а потому
отказывается откровенно размахивать и без того четко
проступающей сквозь бытовую вуаль сюжета христианской истиной:
тот, кто признает существование Божественной Вечности,
утрачивает страх перед физической смертью. В этом случае
человек обретает на земле свободу, ограниченную только
ответственностью перед Всевышним и исполнением Его законов.
Которые установленны для той части Вселенной, где всем нам
выпало жить и еще при этой жизни прикоснуться к уготованному
Им бессмертию.
РЕЖЬ, ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЗРИТЕЛЬ!
Занусси в одном из интервью как-то признался: "Как художник, я
всегда жду историй, связанных с выбором человека. Выбор - это
всегда выражение свободы. Мне всегда интересно наблюдать за
тем, как люди ищут свою свободу".
"Жизнь как смертельная болезнь..." - пример такого наблюдения,
а предметом становится... зритель. Конечно, главный герой
фильма проходит по пути некоего выбора, но, кажется, не его
судьба интересует режиссера, а сознание зрителя. Причем
Занусси вовсе не заставляет нас (всякими художественными
способами) мучиться вместе с героем... Здесь все тоньше. Это
фильм весь из полутонов, недосказанностей, обертонов. Почти
каждая сцена, а порой и отдельная фраза при всей своей
лаконичности, сдержанности и даже "бытушности" оказывается
очередной "ловушкой" для зрителя - проблемой выбора. Занусси
выводит зрителя далеко за пределы экраннного действия и
оставляет один на один с "проклятыми вопросами".
Сюжет фильма, характеры героев, даже название картины - все
здесь настолько неоднозначно, что предполагает не одну и даже
не две точки зрения. А за полтора часа неторопливого
киноповествования думающий зритель задаст себе вопросов
больше, чем за всю прошедшую неделю: от спокойного "есть ли
Бог или нет?" до возмущенного "да этично ли вообще снимать
такое кино?!" - кино, где показывают, как человек в муках
умирает от рака; где врач смертельной дозой лекарств избавляет
своего умирающего пациента и его мать от невыносимых
страданий, а потом над их телами в морге спрашивает у своего
будущего коллеги: "Веруешь в воскресение мертвых?"; где в
сцене патологоанатомического вскрытия звучат слова: "Режь, это
всего лишь плоть!", и тот, кто должен это сделать, "режет", но
при этом плачет...
После этого фильма можно долго говорить о цинизме, гуманизме,
морализме, католицизме... Можно еще больше полюбить жизнь или
потерять к ней всякий интерес. Но в любом случае это будет
только НАШ выбор. А Занусси здесь ни при чем. Он будет только
наблюдать.
|