|
|
|
|
|
::
Рецензии на фильмы |
ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ (Troi
couleurs: bleu)
Франция Швейцария Польша,
1993, 94 мин.
В ролях: Жюльетт Бинош, Бенуа Режан, Флоранс Пернель, Шарлотт
Вери, Эмманюэль Рива, Элен Венсан, Филипп Вольтер.
Лауреат фестиваля в Венеции-93, поляк Кшиштоф Кесьлевский, в
отличие от разделившего с ним главную премию американца
Роберта Олтмена мастер уже не мозаичных киноструктур, а
геометрически выстроенных циклов или математически выверенных
отдельных фильмов, хотя в его алгебраических конструкциях
незримо присутствует музыка, как вдохновляющее начало и
творчества, и бытия. Амбициозный проект режиссера
переосмысление понятий французской революции о свободе,
равенстве, братстве, которые символизируют три цвета
национального флага: синий, белый, красный понятнее именно в
комплексе, как трилогия. Будучи католиком, обладая
рациональным складом ума, Кесьлевский таит в себе не только
славянскую душу и склонность к искреннему сопереживанию
судьбам заблудших героев, но и долю лукавства, здорового
авантюризма, тягу к интеллектуальным розыгрышам. Он отрекался
от прямолинейных интерпретаций символа трехцветия, заявив,
например, что Три цвета: синий на самом деле рассказ о
любви, которая все равно делает человека несвободным.
История француженки Жюли, выжившей в автокатастрофе, но
потерявшей мужа (он был композитором) и юную дочь не столько
повествование о возвращении к жизни, сколько метафорическая
притча об избавлении от власти губительных чувств. Жюли
находится в состоянии душевной анемии, противоположной
процессу амнезии она сосредоточивается лишь на скорбных
воспоминаниях о потерянных любимых людях и не желает новой
любви, способной пробудить в ней утраченный вкус бытия.
Словно подарить музыкальный слух тому, кто ранее не различал
звучащих мелодий. Любовь и музыка, по Кесьлевскому, рифмуются
друг с другом Жюли обретает дар нотной записи последнего
музыкального сочинения своего погибшего мужа и оказывается
предрасположенной к другому сильному чувству, но уже к живому
человеку. Бытие есть любовь к настоящему. И даже придуманное
становится существующим благодаря акту любви в творчестве.
Несмотря на некоторую анемичность повествования (автор будто
заражается от героини ее чувством усталости и отсутствия
интереса к жизни знаменательно, что тогда же Кесьлевский
заговорил о стремлении удалиться прочь от кино и стать чуть ли
не отшельником) и определенную вторичность по отношению к
более эмоциональной Двойной жизни Вероники, фильм Три
цвета: синий все-таки не может не восхитить
кинематографическим мастерством, прежде всего в
визуально-звуковом решении. Премию за роль в Венеции и Сезар
во Франции получила актриса Жюльетт Бинош, которая все же
намного выразительнее и живее в Уроне Луи Маля.
Сергей
Кудрявцев |
|
|