Ларс
Фон Триер (Lars Von Trier)
Ларс фон Триер родился 30 апреля
1956 года в Дании, в Копенгагене. Окончил Национальную датскую
киношколу. В киношколе юный Триер подпадает под магическое
очарование еще не тронутой хромированным блеском hi-fi старой
доброй киношной механической техники, становится убежденным
формалистом и получает за важность и надменность
псевдоаристократическую приставку лфон╗ от приятелей-студентов.
Погружаясь в алхимическую кухню кинопроизводства, интересуется
прежде всего технической стороной съемок и формальными изысками
стиля, демонстрируя подчеркнутую атмосферную насыщенность и
сосредоточенность на детальной проработке антуража в первых
короткометражках лСад орхидей╗ (1976) и лНоктюрн╗ (1981).
Среднеметражная лента лКартины освобождения╗ (Images of a Relief,
1982) Ч барочный экзерсис, разыгранный в переполненном
бессмысленными обломками гибнущего материального мира бункере, в
котором находятся деморализованные офицеры-интеллигенты
условно-нацистского вида. Уже в этом фильме сконцентрированы
основные черты и стилевые особенности первой, лтехницистски-атмосферной╗
трилогии фон Трира, которую он, следуя по-скандинавски
рационально-педантичному замыслу, задумал как три фильма,
начинающиеся с буквы Е и сфокусированные не на актерах. Пыльный
воздух декаданса, пропитывающий интерьеры, отношения персонажей,
одежду, речь, все вокруг; эсхатологический фатализм диалогов и
сюжета; глобальный культурный контекст, в котором фантазия фон
Трира купается так же, как персонаж его полнометражного дебюта
следователь Фишер купается в засасывающем омуте инфернальной
мистерии убийств и загадок. лЭлемент преступления╗ (The element of
crime, 1984) Ч уникальный опыт скрещивания двух параноидальных
эстетик: немецкого экспрессионистского кино 20-х годов и
американского лчерного фильма╗ 40Ч50-х годов. Протагонист картины
идет по следу изощренного серийного убийцы, интерпретирующего
цепочку совершаемых им преступлений как составление головоломки,
прочерчивая своим кровавым маршрутом литеру Н на карте клочка
универсализированной Европы, где он осуществляет зловещий замысел.
Все это всплывает из загипнотизированного подсознания героя,
руководимого волей психоаналитика в жарком мареве египетского
лета, куда герой возвращается после фатального европейского вояжа.
Триумф визуального стиля, изысканная насыщенность сюжета отсылками
к целому слою европейской культуры (лСтепной волк╗ Г. Гессе, лМ╗
Ланга, лАндрей Рублев╗ Тарковского и т. д.), работа художников с
фактурой и оператора с цветом и освещением, Ч все эти составляющие
первого шедевра фон Трира принесли ему культовое признание среди
интеллектуалов и Гран-При технической комиссии на МКФ в Канне.
Следующий Е-фильм фон Трира лЭпидемия╗ (Epidemic, 1987, премия
технической комиссии на МКФ в Канне) Ч мистическая история о
пропавшем в компьютерной утробе сценарии. В экранизации (1988)
нереализованного сценария К. Т. Дрейера лМедея╗ (Medea) фон Трир
демонстрирует поразительное владение ручной камерой и
рир-проекцией, травестируя образы античного искусства и только что
вышедшего лЖертвоприношения╗ А. Тарковского в мрачно-торжественной
истории обезумевшей Медеи. лЕвропа╗ (Europa, 1991, премия жюри на
МКФ в Венеции) стала венцом первого периода карьеры режиссера,
погружая зрителя в глубину одного из самых фактурно-мрачных
европейских пространственно-временных мифов (Германия сразу после
войны, год нулевой), и проводя по туннелю немецкого кинематографа,
дышавшего экспрессией насилия и порока, от лМ╗ Ланга до позднего
Фассбиндера. Молодой американец в исполнении Ж.-М. Барра
гипнотически переносится в послевоенную Германию, хаотическую,
лишенную ориентиров, рассыпавшуюся на узнаваемые осколки
реальность, проходит многотрудные обряды посвящения в проводники
трансъевропейского экспресса и затем гибнет в крушении,
сопровождаемый, как и в лЭлементе преступления╗, закадровым
голосом гипнотизера-демиурга, принадлежащим М. фон Сюдову.
Закончив цикл Е-фильмов, фон Трир декларирует кардинальную смену
эстетики, выступая на этот раз с апологией лсинема-верите╗ и
актерского кино, заявляя о замысле новой лтрилогии о добре╗. Но
прежде чем приступить к реализации этого цикла, фон Трир делает
для ТВ шестичасовой минисериал лКоролевство╗ (Riget, 1994) Ч
ироничный коктейль из черной комедии, сюрреалистического фильма
ужасов и производственной ленты, действие которой происходит в
огромной копенгагенской больнице, над которой довлеют проклятие
места и тайна убийства. А первой картиной нового цикла, за которой
последовало триумфaльное признание фон Трира как лвеликого
религиозного режиссера╗ (лФеликс╗ за лучший европейский фильм года
и лучшую женскую роль Эмили Уотсон), стала драма лРассекая волны╗
(Breaking the Waves) о страдании и чуде, снятая в суперкрупном
формате ручной камерой великим немецким оператором Робби Мюллером.
В новой, антитехницистской эстетике фон Трир преуспел ничуть не
меньше, чем в эстетике своего первого перфекционистского периода.
Когда сразу после свадьбы муж героини попадает в аварию на
буровой, общающаяся по горячей линии с Господом молодая женщина
примеряет на себя образ проститутки-мученицы и пройдя цепь
злоключений, соответствующих постепенному выздоровлению мужа,
погибает от рук садиста-моряка. В ознаменование ее смерти прямо в
небе, над головами изумленных участников похоронного ритуала, бьют
колокола. Самый загадочный проект фон Трира, начатый им в 1992, Ч
лИзмерение╗ (Dimension), для которого режиссер снимает по 3 минуты
в год, намереваясь закончить фильм в 2024 году, причем собирается
это сделать любой ценой: в случае своей преждевременной смерти он
отдал распоряжения своему последователю относительно окончания
картины. О сюжете неизвестно ничего, кроме того, что это
криминальная история.
Фильмография
1. Садовник, выращивающий орхидеи
/ Orchidégartneren
Производство: Дания, 1977. 37 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Операторы: Хартвиг Йенсен, Могенс Сване,
Хельге Кай, Петер Нордорд, Ларс фон Триер. Монтаж: Ларс фон Триер.
В ролях: Ларс фон Триер (Виктор Морс), Ингер Хвидтфельдт (Элиза) и
др.
В абстрактных декорациях является, каждый раз в новом обличье,
Виктор Морс - "человек с несколькими лицами".
2. Блаженная Менте / Menthe - la Bienheureuse
Производство: Дания, 1979. 31 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Операторы: Ларс фон Триер, Хартвиг
Йенсен. Монтаж: Ларс фон Триер. В ролях: Ингер Хвидтфельдт
(женщина), Анетте Линнет (Менте), Ларс фон Триер (шофер) и др.
Две женщины ведут в стенах монастыря отвлеченный диалог на
эротические темы.
3. Ноктюрн / Nocturne
Производство: Дания, 1980. 8 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Оператор: Том Эллинг. Монтаж: Томас
Гисласон. В главной роли: Иветт Вайсбахер (женщина).
Женщина проводит в своем доме бессонную ночь, готовясь утром
улететь в другую страну.
4. Последняя деталь / Den sidste detalje
Производство: Дания, 1981. 31 мин.
Сценарий: Румле Хаммерих. Оператор: Том Эллинг. Монтаж: Томас
Гисласон. В ролях: Отто Брандербург (Дэнни), Торбен Зеллер
(Франк), Гитте Пеле (женщина), Иб Хансен (главарь банды).
Автор считает фильм неудачным, его показы публике прекращены, а
копия изъята самим фон Триером. Впрочем, по последней версии,
единственная копия таинственным образом пропала в России.
5. Картины освобождения / Befrielsesbilleder
Производство: Дания, 1982. 57 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Оператор: Том Эллинг. Монтаж: Томас
Гисласон. В ролях: Эдвард Флеминг (Лео), Кирстен Олесен (Эстер).
Дипломная работа режиссера.
История офицера нацистских войск в Дании, пытающегося найти
спасение в объятиях любимой после окончания Второй мировой войны.
Возлюбленная предает его, он погибает и возносится на небеса.
6. Элемент преступления / Forbrydelsens element
Производство: Дания, 1984. 103 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер и Нильс Ворсель. Оператор: Том Эллинг.
Монтаж: Томас Гисласон. В ролях: Майкл Элфик (Фишер), Эсмонд Найт
(Озборн), Меме Лай (Ким) и др.
Полнометражный дебют. Участие в конкурсе Каннского фестиваля, приз
Технической комиссии. В Дании - приз "Бодиль" за лучший фильм
года.
Живущий в Каире следователь из Европы возвращается на родину,
чтобы расследовать цепь преступлений, совершенных маньяком по
имени Гарри Грей. Используя метод идентификации с преступником,
сыщик поневоле превращается в него сам.
7. Эпидемия / Epidemic
Производство: Дания, 1987. 106 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер и Нильс Ворсель. Операторы: Хеннинг
Бендтсен, Ларс фон Триер, Нильс Ворсель, Кристофер Нихолм, Сесилия
Холбек Триер, Сусанне Оттесен, Александр Грушински. Монтаж: Ларс
фон Триер, Томас Краг. В ролях: Ларс фон Триер (Ларс и доктор
Месмер), Нильс Ворсель (Нильс), Сусанне Оттесен (Сусанне), Сесилия
Холбек Триер (медсестра), Удо Кир (Удо), Майкл Симпсон (шофер и
пастор).
В первый и последний раз фон Триер сыграл главную роль в
собственном фильме. Участие во внеконкурсной программе Каннского
фестиваля "Особый взгляд".
Два незадачливых сценариста пишут синопсис фильма "Эпидемия",
одновременно с этим вымысел становится реальностью и чума
охватывает мир.
8. Медея / Medea
Производство: Дания, 1988. 75 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер, Карл Теодор Дрейер и Пребен Томсен по
трагедии Еврипида. Оператор: Сейр Брокманн. Монтаж: Финн Норд
Свендсен. В ролях: Кирстен Олесен (Медея), Удо Кир (Ясон), Людмила
Глинска (принцесса), Хеннинг Йенсен (король Кеон), Баард Ове
(король Эгей) и др.
Экранизация для телевидения нереализованного сценария К. Т.
Дрейера по мотивам трагедии Еврипида.
Вечная история перенесена в северные средневековые декорации.
Медея узнает, что Ясон бросает ее и их общих детей, женясь на
молодой дочери короля. Она мстит мужу, отравляя соперницу и убивая
собственных детей.
9. Европа / Europa
Производство: Дания, 1991. 113 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер и Нильс Ворсель. Операторы: Хеннинг
Бендтсен, Эдвард Кло-сински, Жан-Поль Мерисс. Монтаж: Эрве Шнейд.
В ролях: Жан-Марк Барр (Леопольд Кесслер), Барбара Зукова (Катарина
Хартманн), Эрнст-Хюго Ерегорд (дядя Леопольда), Йорген Реенберг
(Макс Хартманн), Удо Кир (Лари Хартманн), Эдди Константин
(полковник Харрис) и др.
Участие в конкурсе Каннского фестиваля: второй приз Технической
комиссии, награда за художественный вклад в современное кино и
специальный Приз жюри. В Дании: приз "Бодиль" за лучший датский
фильм года.
Молодой американец немецкого происхождения приезжает в
nослевоенную Германию, чтобы наняться на работу проводником в
крупную железнодорожную компанию. Вскоре он оказывается
вовлеченным в партизанскую деятельность тайной нацистской
группировки "вервольфов".
10. Королевство / Riget
Производство: Дания, 1994. 272 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер и Нильс Ворсель. Операторы: Эрик Кресс,
Хенрик Хлр пелунд. Монтаж: Якоб Тюесен, Молли Малене Стенсгорд. В
ролях: Эрнст-Хюго Ерегорд (Хелмер), Кирстен Ролффес (фру Друссе),
Хольгер Юль Хансен (Месгард), Серен Пильмарк (Крогсхой), Гита
Норби (Ригмор), Йет Оккинг (Бульдер), Биргитте Раабйерг (Юдит),
Бард Ове (Бондо), Удо Кир (Оги Крюгер).
Телесериал. Самый большой зрительский успех Ларса фон Триера в
Дании. Призы "лучшему актеру" (Эрнст-Хюго Ерегорд) и "лучшему
режиссеру" на фестивале в Карловых Варах, пять датских
национальны" кинопризов "Бодиль", в том числе за лучший фильм
года. Сериал сталпро пуском Ларса фон Триера в США: он прошел там
со сравнительным успехом и даже заставил самого Стивена Кинга
написать сценарий сериала-римейка для американского ТВ.
Крупнейшая больница Дании полна призраков и демонов, которых с
помощью врачей пытается изгнать пожилая пациентка.
1995 - создание манифеста "Догма '95", формирование "братства"
датских режиссеров-"догматиков".
11. Рассекая волны / Breaking the Waves
Производство: Дания, 1996. 158 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Оператор: Робби Мюллер. Монтаж: Андерс
Рефн. В ролях: Эмили Уотсон (Бесс), Стеллан Скарсгорд (Ян), Кэтрии
Картлидж (Додо), Жан-Марк Барр (Терри), Эдриан Роулинс (доктор
Ричардсон), Сандра Во (мать Бесс), Джонатан Хакетт (священник),
Удо Кир (человек на корабле).
Самый большой интернациональный успех Ларса фон Триера.
Гран-При на фестивале в Каннах (по общему признанию, картину
несправедливо лишили "Золотой пальмовой ветви"). Три датских
национальных киноприза "Бодиль", включая приз за лучший фильм
года. Призы Европейской киноакадемии ("Феликс") за лучший фильм
года и лучшей актрисе (Эмили Уотсон). Номинации для Эмили Уотсон и
фон Триера на "Оскар", "Бафту" и "Золотой глобус". Лучший
иностранный фильм по версии французского "Сезара" и чешского
"Льва". Самый популярный фильм Ванкуверского фестиваля. Лучший
фильм на кинофестивале в Уругвае.
Молодая наивная женщина выходит замуж за мужчину, работающего на
нефтяной вышке. Несчастный случай вскоре превращает ее мужа в
паралитика. Она пытается спасти любимого, принося себя в жертву.
1996 - создание выставки "Психомобиль N1 - Часы мира", на которой
актеры разыгрывали импровизационное представление, управляемое
случайными движениями муравьев на другой стороне земного шара.
Запечатлена в документальном фильме Йеспера Яргиля "Выставленные".
12. Королевство-2 / Riget 2
Производство: Дания, 1997. 296 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер и Нильс Ворсель. Операторы: Эрик Кресс,
Хенрик Харпелунд. Монтаж: Молли Малене Стенсгорд. В ролях:
Эрнст-Хюго Ерегорд (Хелмер), Кирстен Ролффес (фру Друссе), Хольгер
Юль Хансен (Месгард), Сёрен Пильмарк (Крогсхой), Гита Норби (Ригмор),
Йене Оккинг (Бульдер), Биргитте Раабйерг (Юдит), Бард Ове (Бондо),
Удо Кир (Оги Крюгер и Лил-леброр), Стеллан Скарсгорд (адвокат).
Продолжение (не окончание) телесериала. Два датских киноприза "Бодиль".
"Двери Королевства открылись", и в больнице поселилась разная
нечисть. Пациенты и врачи пытаются бороться с потусторонними
силами.
13. Идиоты / Idioterne
Производство: Дания, 1998. 117 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Операторы: Ларс фон Триер, Кристофер
Нихолм, Йеспер Яргиль, Каспер Холм. Монтаж: Молли Малене Стенсгорд.
В ролях: Бодиль Йоргенсен (Карен), Йене Альбинус (Стоффер), Анне
Луизе Хассинг (Сусанне), Троелс Либи (Хенрик), Николай Лие Каас (Йеппе),
Хенрик Прип (Пед), Луис Месоньеро (Мигель), Луизе Миериц (Жозефина),
Кнуд Ромер Йоргенсен (Аксель), Трине Микельсен (Нана), Анне-Грете
Бьяруп Риис (Катрине), Паприка Стин (покупательница).
Первый и единственный "догма"-фильм Ларса фон Триера. Участие в
конкурсе Каннского фестиваля. Три "актерских" датских киноприза "Бодиль".
Группа свободолюбивых маргиналов изображает умственно отсталых,
провоцируя политкорректный средний класс Дании.
14. Д-день / D-dag
Коллективный "догма"-проект (2000), синхронные съемки
криминально-комедийных сюжетов четырьмя "догматиками" с
одновременной трансляцией по телевидению. В 2002 году была
смонтирована полнометражная телеверсия.
15. Танцующая в темноте / Dancer in the dark
Производство: Дания-Швеция, 2000. 139 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер, операторы: Ларс фон Триер, Робби Мюллер.
Монтаж: Молли Малене Стенсгорд, Франсуа Гедигье. В ролях: Бьорк (Сельма),
Катрин Денёв (Кэти), Петер Стурмар (Джефф), Владан Костица (Джин),
Дэвид Морс (Билл), Кара Сеймур (Линда), Жан-Марк Барр (Норман),
Винсент Патерсон (Сэмуэл), Удо Кир (доктор Покорны), Стеллан
Скарсгорд (доктор).
Мюзикл с участием всемирно известной певицы и звезды N1
французского кино. "Золотая пальмовая ветвь" и приз лучшей актрисе
Бьорк - на фестивале в Каннах. Датский киноприз "Бодиль" Бьорк как
"лучшей актрисе", призы Европейской киноакадемии ("Феликс") лучшей
актрисе и за лучший фильм, номинация на "Оскар" (лучшая песня),
две номинации на "Золотой глобус" (лучшая песня и лучшая актриса),
испанский приз "Гойя" за лучший европейский фильм года.
Иммигрантка из Чехии живет в США, работает на заводе и собщм ет
деньги на операцию сыну, который рискует потерять зрение. Ее
обвиняют в убийстве полицейского-соседа, укравшего ее сбережения,
и она не может оправдаться, поскольку скрывает от сына тайну его
заболевания.
16. Догвиль / Dogville
Производство: Дания, 2003. 178 мин.
Сценарий: Ларс фон Триер. Операторы: Энтони Дод Мэнтл. Монтаж:
Молли Малене Стенсгорд. В ролях: Николь Кидман (Грэйс), Пол
Беттани (Том Эдисон-Младший), Лорен Беколл (Мамаша Джинджер),
Джеймс Каан (Большой Человек), Стеллан Скарсгорд (Чак), Патрисия
Кларксон (Вера), Хлое Савиньи (Лиз), Джереми Томас (Билл), Филипп
Бейкер Холл (Том Эдисон-Старший), Бен Газзара (Джек МакКей),
Харриет Андерсон (Глория), Джон Херт (от автора), Удо Кир и
Жан-Марк Барр (гангстеры).
Участие в конкурсе Каннского фестиваля, абсолютное лидерство по
рейтингам французской и международной прессы. "Золотой овен" от
российских кинокритиков (первая награда фильму), премии
Европейской киноакадемии за лучшую режиссуру и лучшую операторскую
работу.
Таинственная незнакомка, спасаясь от гангстеров, останавливается в
маленьком американском городке. Жители разрешают ей жить среди них
в обмен на некоторые услуги, а со временем требуют от гостьи все
большего.
17. Пять препятствий / De fem benspseænd
Производство: Дания, 2003. Совместно с Йоргеном Летом. 100 мин.
Сценарий: Йорген Лет и Ларс фон Триер. Операторы: Ким Хаттесен и
Дан Холмберг. Монтаж: Даниэль Денчик, Мортен Хейбьерг, Камилла
Скаузен. В ролях: Ларс фон Триер, Йорген Лет, Даниэль Эрнандес
Родригес, Александра Вандернут, Патрик Бахау и др.
Участие в конкурсе "Против течения" Венецианского кинофестиваля.
Фильм-эксперимент на грани документального и игрового кино. Ларс
фон Триер дает Йоргену Лету задание - снять пять римейков его
классической короткометражки "Идеальный человек", каждый раз
выполняя ряд специальных условий.
18. Дорогая Венди / Dear Wendy
Производство: Дания, 2004.
Фильм Томаса Винтерберга по сценарию Ларса фон Триера. Оператор:
Энтони Дод Мэнтл. Монтаж: Миккель Е. Г. Нилсен. В ролях: Джейми
Белл (Дик), Билл Пуллман (Крагсби), Майкл Ангарано (Фредди) и др.
Группа молодых людей в небольшом американском городке организует в
заброшенной шахте клуб любителей холодного оружия и клянется
никогда не открывать огонь по людям.
19. Мандалей / Manderlay
Производство: Дания, 2005.
В производстве.
Сценарий: Ларс фон Триер. Оператор: Энтони Дод Мэндл. Монтаж:
Молли Малене Стенсгорд. В ролях: Брис Ховард Даллас (Грэйс),
Уиллем Дафо (отец Грэйс), Дэнни Гловер, Исаак де Банколе и др.
Расставшись с Догвилем, Грэйс и ее отец отправляются на юг, где
вскоре случайно находят богатую усадьбу - похоже, в ней и в XX
веке сохраняются рабовладельческие порядки. Грэйс решает воздать
как злодеям, так и их жертвам по заслугам.
К 2006 году по контракту с фестивалем в Байрейте Ларс фон Триер
ставит оперный цикл Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунгов".
|