лПокаяние╗ Тенгиза
Абуладзе
Абуладзе Тенгиз Евгеньевич(1924-1994)
кинорежиссер Ч народный артист СССР,
член Европейской академии кино,
профессор Академии изящных искусств (Вена).
Окончив среднюю школу, Абуладзе, постоянный зритель всех
театральных и кинопремьер, поступил в 1943 г. в Грузинский
Государственный театральный институт им. Ш. Руставели. Однако
увлечение кинематографом взяло верх. Решающим оказался
просмотр фильма С. Эйзенштейна лИван Грозный╗. Увлеченный
рисованием и скульптурой, Абуладзе был потрясен пластическим
решением фильма, его высокой изобразительной культурой. Вместе
с однокурсником и другом Ч в будущем известным грузинским
кинорежиссером Р. Чхеидзе Ч Абуладзе написал письмо
Эйзенштейну с просьбой разъяснить молодым энтузиастам, как и
где можно получить профессиональное кинематографическое
образование. Находящийся к тому времени в больнице после
тяжелого инфаркта, мастер не только обстоятельно ответил
незнакомым тбилисцам, но и посоветовал лхорошо поразмыслить
прежде, чем принять решение. Хлеб кинематографиста Ч трудный
хлеб╗. В 1948 г. Абуладзе поступил-таки во ВГИК. В том же году
Эйзенштейн скончался. Однако, учась в мастерской С. Юткевича и
посещая лекции ведущих русских режиссеров, Абуладзе продолжал
считать Эйзенштейна своим лкрестным отцом╗ и лучителем╗,
открывшим ему феномен призвания кинорежиссера, требующего
полной отдачи, самоограничения и бескомпромиссности. После
окончания ВГИКа в 1953 г. Абуладзе возвращается в Тбилиси и
месте с Р. Чхеидзе снимает документальные фильмы. В 1955 г.
друзьям удалось, наконец, снять первую игровую ленту Ч лЛурджа
Магданы╗ (экранизация рассказа Э. Габашвили). Кинорассказ о
бедной деревенской вдове и ее детях, ослике, найденном ими на
дороге, и алчном купце, лишившем детей этой радости, оказался
на IX Канском МКФ и был отмечен лЗолотой пальмовой ветвью╗.
Эта лента, также как и снятые позже, уже самостоятельные
фильмы лЧужие дети╗, лЯ, бабушка, Илико и Илларион╗,
отличаются мастерством тонкой разработки национального
характера, выразительностью воссоздания образа времени и
демократизмом формы (мелодрама, трагикомедия). В фильме лЯ,
бабушка, Илико и Илларион╗ (по повести Н. Думбадзе) режиссер
Абуладзе разрабатывает своеобразное графическое решение
изображения в черно-белом варианте, которое оборачивается
подлинным новаторством в лМольбе╗ (по мотивам поэм Важа
Пшавелы). Притча о добре и зле, жизни и смерти, любви и
ненависти, о родовых и племенных предрассудках и
противостоянии им восходит к философским мыслям об
ответственности человека перед своим домом, родиной,
собственной совестью. лМольба╗ Ч фильм трудной судьбы: он был
практически лишен проката, хоть и получил гран-при XII МКФ в
Сан-Ремо. Известен он уже стал после двух следующих фильмов: лДрева
желания╗ и лПокаяния╗ (они все составили трилогию). Фильм лДрево
желания╗ созданный на основе сборника рассказов Г. Леонидзе Ч
красочное панно деревенской жизни, в которой реальность тесно
переплетается с вымыслом. Этот мир мечтательных идеалистов,
романтических правдоискателей насыщен недюжинными страстями. В
фильме присутствуют постоянные идеи творчества Абуладзе -провозглашение
красоты и гармонии как высшего блага, осуждение актов
деспотизма и насилия. Фильм получил всемирное признание (имеет
5 наград фестивалей), в частности, еще Ч приз Итальянской
киноакадемии лДавид ди Донателло╗.
Следующий фильм Ч лПокаяние╗. Это подлинное произведение
искусства, которое связывает время с вечностью. Тенгиз
Абуладзе ненавидел в жизни фальшь. То же самое Ч в искусстве.
Абуладзе говорил: лВ наш век химических и синтетических лшедевров╗,
когда химия проникла в кино, особенно дороги искренние,
неподдельные чувства. Все подлинное, естественное и... чистое.
В последнее время я много путешествовал и посмотрел огромное
количество лхимических╗ фильмов. С точки зрения ремесла, они
безупречны. Их профессиональность на самом высоком уровне. Но
так же как синтетические продукты несравнимы с натуральными,
так вот и эти химические сериалы, лишенные подлинных эмоций и
чувств, ничего общего не имеют с произведением искусства, где
главное для меня Ч подлинность переживаний, неподдельность
человеческих страстей╗. И вот в 1987 г. вышла лента лПокаяние╗
Ч завершающий фильм трилогии народного артиста СССР Тенгиза
Абуладзе: лМольба╗, лДрево желания╗ и лПокаяние╗. Трилогия
создавалась более 15 лет. В этот период Тенгаз Абуладзе снимал
и другие фильмы (например, лОжерелье для моей любимой╗ Ч 1971
г., на 17 кинофестивале в Киеве, 1984 г. Ч приз за лучшую
комедию). Но работа над трилогией являлась главным делом
режиссера. Картины, составившие трилогию, не связаны сюжетными
линиями и главными героями, но органически связаны стилистикой
и темой. Стилистика притчи, поэтичность, метафоричный образный
язык характерны для каждой из этих лент. От фильма к фильму
нарастало звучание основной нравственной и гражданской темы
трилогии Ч ответственность человека, облеченного властью,
перед современниками и будущими поколениями.
Фильм лПокаяние╗ надо посмотреть не однажды, чтобы до конца
понять его сложный, на первый взгляд, а в сущности-то
кристально ясный образный язык. Но сильный эмоциональный ток и
без всяких раздумий мгновенно устанавливается между экраном и
зрителем.
Картина лПокаяние╗, будучи несомненно огромным общественным
событием, есть одновременно событие кинематографа, творение
высшего художественного ранга. В лПокаянии╗ очень много
сверхзадач. Картина Абуладзе апеллирует к вечным категориям, к
таким понятиям, как память, сострадание, любовь, нравственная
ответственность, смерть, жизнь. Фильм сложен и на редкость
прост. Ему свойственна ясность неопровержимых выводов. В
картине происходит как бы ералаш эпох. Но это не отвлекает от
смысла, а укрупняет мысль. Когда происходит действие? Никогда
и всегда. Где оно происходит? Нигде и везде. Везде, где
попираются законы, человеческая личность, а террор, страх
становятся привычными состояниями.
Фильм имеет кольцевое строение: круги сюжета, кольца времени,
кольца персонажей. Вот зритель попадает в круг лхозяев жизни╗
недавнего прошлого, потом -сюжетное кольцо, которое можно
назвать лВремя Авеля╗ (сын диктатора Аравидзе). Варлам
Аравидзе знал свою силу: свобода от веяний жалости, укоризы
совести или хотя бы страха перед чем-то высшим Ч храмом,
историей или народной памятью. Артист Автандил Махарадзе
замечательно и непохоже сыграл 2 роли Ч отца и сына. В фильме
есть фантасмагорическое кольцо Ч возвращение мертвого тела
Варлама к Аравидзе Ч младшим (прямо кладбищенский гротеск!).
Злоумышленник и организатор этого явления Ч женщина (в начале
фильма она выпекает торты и особо жалует форму храма).
Действие следующего кольца Ч круга Ч это суд. Героиню зовут
Кетеван Баратели. Она начинает в суде свой рассказ о В.
Аравидзе, его эпохе. Время Варлама (зритель назовет его л1937
год╗, Данте охарактеризовал бы л10-ым другом ада╗)
просматривается сквозь судьбу одной семьи: художника Сандро,
его жены и дочери. Это история жестоко пострадавшей
интеллигенции, невосполнимых потерь, выбитого цвета поколения.
Тенгиз Абуладзе рассказывал, что толчком, для сюжета послужил
реальный факт: в Мингрелии, в деревне, кто-то выкопал
покойника и поставил к воротам дома его родственников. В
сущности, мстителем в фильме сначала должен был быть мужчина.
Но однажды режиссеру приснился сон, что героиней необходимо
стать женщине. С ней ассоциируется жизнь, земля. Абуладзе
говорил, что ему стало ясно, что иначе невозможно. Фильм
вобрал в себя подлинные биографии, факты жизни, воспоминания
многих людей. Автор фильма подчеркивал, что каждый поворот,
персонаж, конфликт имеют реальные жизненные обеспечения. Но
сама действительность лварланизма╗ настолько абсурдна, что на
его взгляд, не поддается изображению средствами спокойного
реалистичного кино. Емкая, зачастую условная форма фильма
позволяет зрителям наполнять ее также и собственными, личными
эмоциями, воспоминаниями, ассоциациями. Круги-кольца фильма
сращены, пронизаны общими кровеносными токами, прошлое
прорастает в настоящее... Для подобного предмета изображения Ч
хитросплетений и судеб, круговерти мертвечины, отравляющей
живое, Ч постановщику и понадобился сложносоставной, смешанный
жанр. Ему могло подойти название лфантастического реализма╗,
которому Е.Вахтангов в 1922 г. предрек взлет в трагическую,
полную катаклизмов эпоху. В кино к этому жанру обращались и
Чаплин, и Бергман, и Феллини. По сути Ч это экранный язык XX
в., равноправный с языком документального киноизображения. На
этом языке любит говорить и грузинское кино, для которого
свойственна традиция притчи, басни, развернутой метафоры. А
ведь без условности, лчудинки╗ нет грузинского кино. У
Абуладзе в фильме ни один кадр, ни одна вещь и деталь не
является случайной. Каждая Ч значима. Виртуозна по
режиссерской партитуре сцена явления вождя народу (взаимодействие
трех лигровых точек╗: окно, фонтан, балкон). Велика роль
музыки в фильме. Она принадлежит к подтексту, лкультурному
слою╗. Музыка включена на равных правах с изображением и речью
в сферу главных идей произведения. Неожиданное звучание
приобретает бетховенская ода лК радости╗. Она звучит
трагическим символом времени: XX век оказался на пороге
страшнейших испытаний... Примечательна в фильме работа
художника Г. Микеладзе и оператора М. Аграновича (снимает
камерой, как пишет кистью). Интересно, что в фильме нет
декораций, только натура. Дом художника Баратели снят в
Доме-музее народной художницы Грузии Елены Ахвледиани, которая
сама была представительницей той духовной элиты нации, что и
герои Сандро, Нино, маленькая Кети. И храм снимался подлинный
Ч VI век.
Режиссер Тенгиз Абуладзе говорил: лЕдинственную и необходимую
форму я искал... для лПокаяния╗. Зло, пришедшее к власти, Ч
это тупик. Социальное зло, пришедшее к власти, Ч это тупик.
Социальное зло настолько разрушительно, что способно наказать
самое себя, Ч вот что надо раскрыть в образе Варлама. Кстати,
фамилия Аравидзе Ч от грузинского ларавин╗, что означает лникто╗,
пустота, посредственность, сумевшая встать над людьми
благодаря личному коварству, низости и вседозволенности.
Главный образ в фильме Ч собирательный. Автандил Махарадзе
создал в своем герое и маску зла, и безупречно достоверный,
прописанный до малейших деталей психологический портрет.
Узурпатор Варлам стремится присвоить себе вслед за властью
земной также и духовную, тщится подменить собою божество.
Важна в фильме сцена, где его сын Авель решает пойти на
исповедь и его встречает таинственное лицо в черной сутане,
Авелю на его неискренние сетования и фальшивое раскаяние
отвечает дьявольский знакомый хохоток: это все он, Варлам, Ч
христопродавец, христоед (на исповеди его плотоядные губы
втягивали куски рыбы в жадный рот, а рыба, как известно, Ч
один из древних поэтических символов Христа-Спасителя). А
потом на руках у Авеля в суде оказался рыбий скелет,
обглоданный папашей. Если первое дело Варлама было Ч
уничтожение веры (без нее легче закабалить человека), то
второе Ч истребление искусства (еще Гитлер говорил: лПоэтам и
художникам надо время от времени грозить пальцем!╗). Также
важный эпизод (ближе к финалу) Ч самоубийство юноши из
охотничьего ружья, подаренного дедом. Это расплата за всю ложь
и фальшь лцарствующего дома╗. Лишь после этого опомнится Авель
Ч и покаяние его полно и безусловно. Он раскапывает могилу и
вышвыривает труп отца. Фильм запускался в 1981 г., снимался в
1983 г., а в конце 1984 г. было сообщено, что Абуладзе
завершил съемки фильма о трех поколениях грузинской семьи. А
на экран картина вышла лишь в 1987 г. лПокаяние╗ приобрело
высокое звучание реквиема. лНе может погибнуть прекрасная суть
человеческая╗ даже под натиском сгущающих сил зла. Эти слова
Важи Пшавелы, поэта и пророка, Ч эпиграф к лМольбе╗, Ч могут
служить сквозной мыслью всей трилогии. Фильм поведал, что
потребность в покаянии Ч это уже путь к нему. В финале фильма
пожилая путница спросила о дороге, которая приведет к Храму.
Эту роль Абуладзе подарил Верико Анджапаридзе, и по этой
последней своей дороге великая актриса Грузии ушла в
бессмертие Ч она скончалась во время Московской премьеры
фильма.
И в конце хотелось бы отметить, что после этого трудного
произведения киноискусства чувствуется просветленность тех,
кто посмотрел фильм Т. Абуладзе, вошедшего в справочник лПервый
век кино╗, где названы фамилии ста лучших режиссеров мирового
кино.
|