Hosted by uCoz

 

В начало

Написать письмо

 

   
 

   

    :: Рецензии на фильмы

Молох
киноверсия: 1999, 107 мин., цвет,
к/с лЛенфильм╗, Госкино России,
Fusion Product (Япония), zero film (Германия)
при содействии:
Filmboard Berlin/Brandenburg GmbH (Германия),
Fondation Montecinemaverita (Швейцария)


автор сценария: Ю. Арабов
оператор: А. Фeдоров, А. Родионов


В ролях: Елена Руфанова, Леонид Мозговой, Леонид Сокол, Елена Спиридонова, Владимир Богданов, Сергей Ражук.


В новом фильме Александра Сокурова действие разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном Доме, построенном на Горе для человека Власти Ч Власти уже совершившей жуткую, катастрофически разрушительную работу над миром и над самим человеком. У героев этой кинопритчи исторические имена, горько известные всему миру, Ч Адольф Гитлер, Ева Браун, Йозеф и Магда Геббельс, Мартин Борман и другие. И у Горы, как у всех персонажей, есть реальный прототип: гора Кельштайн в Альпах, где в 1939 году было возведено в стиле казенной романтики третьего рейха лгнездо╗ для фюрера Ч Кельштайнхауз.
В кинематографе России гитлеровская тема появилась в годы второй мировой войны и была связана с задачей разоблачения идеологии нацизма. В стране, принявшей на себя главный удар фашисткой Германии, самое массовое из искусств Ч кино создавало плакатноЦплоскостной, карикатурный образ лбесноватого фюрера╗. Гитлер как персонаж советских сатирических киносборников военных лет, затем как условноЦзнаковая фигура киноэпопей о войне, снимавшихся в послевоенные годы, был заведомо лишен психологического объема.
Психологический ракурс Ч ракурс авторского взгляда Ч появился впервые в небольшой документальной картине Александра Сокурова лСоната для Гитлера╗ (1979Ц1989), смонтированной из кадров немецкой кинохроники. Фашизм, вообще тоталитарная власть как источник личностной катастрофы диктаторов на фоне трагедии обманутого и опозоренного народа Ч именно эту тему по параллели с отечественной историей разрабатывал режиссер в своей документальной композиции.
Не политический, но гуманитарный аспект интересовал Сокурова еще в одной документальной картине о войне с фашизмом Ч лИ ничего больше╗ (1982Ц1987). Государственные лидеры и обыкновенные люди на руинах войны, где поля сражения, разоренные города так же безжизненны, как и комфортабельная обстановка международных правительственных встреч Ч таков образ послевоенного мира, воссозданный режиссером на материале старой хроники. Уникальность художественного метода Сокурова Ч документалиста (им снято более 20 документальных лент) в том, что документ им не интерпретируется, но переплавляется в совершенно самостоятельную изощренную художественную форму, насыщенную лирическим чувством. В 80Ц90 годы режиссер создал цикл документальных картин, названных элегиями.
В перипетиях истории, в биографиях знаменитых и никому не известных людей, в литературных сюжетах Сокурова интересуют прежде всего переломные состояния Ч переходный период человеческого существования к трагически неизбежному финалу: от жизни к смерти. Поэтому претензии человека влиять на судьбы других людей, претензии власти в киноработах Сокурова всегда пропущены сквозь призму горькоЦиронического, отстраненного авторского взгляда. Человек не властен над собственной природой, он лишь бездомное, неприкаянное дитя неведомых ему сил. Кто бы ни были герои фильмов Сокурова: разжалованный советский милиционер (лРазжалованный╗, 1980) или английские интеллигенты первого десятилетия ХХ века из пьесы Б. Шоу (лСкорбное бесчувствие╗, 1983Ц1987), героиня Г. Флобера Эмма Бовари (лСпаси и сохрани╗, 1990) или Раскольников Ф. Достоевского (лТихие страницы╗, 1993) Ч Сокуров как бы настигает их в момент длящейся духовной агонии Ч после катастрофы. Энергетический распад как следствие волевого напряжения Ч постоянная тема многих работ режиссера.
Эту тему продолжает фильм лМолох╗. Продуктом распада целой культурной эпохи представлена в этом фильме фигура Гитлера Ч как символическое олицетворение последней ступени Власти, как символ абсурда вселенских претензий человека.
Основные постулаты эпохи модерна: идеи преображения Ч преобразования жизни, нарциссический волюнтаризм творческой личности и витальная эстетика, утвержденные в массовом сознании как руководство к действию, выродились в свою противоположность Ч в агрессию подавления жизнедеятельности целых народов, в культ вождя и вечной войны. Война в картине Сокурова производит свою истребительную работу в душах и телах тех, кто ее развязал, хотя реальный фронт Ч лишь далекий и почти неизвестный героям фон их обыденной комфортной жизни. Взгляд режиссера направлен в обратную от исторического экрана сторону Ч вглубь человеческой природы, полярной демоническому механизму Власти. Трагический гротеск Сокурова, развернутый на материале гитлеровской Германии, затрагивает проблемы сегодняшнего мира, независимые от географии, от политического устройства, Ч России или Америки. Если соединить вместе части двух известных формул: лСумерки кумиров╗ Фридриха Ницше и лТриумф воли╗ Лени Рифеншталь, снявшей под таким названием в 1936 году апологетический фильм о Гитлере, получим формулу современного мира, найденную Александром Сокуровым Ч лСумерки воли╗. Это диагноз, поставленный художником.
Из монохромного колорита плесени и тлена, доминирующего в картине, выделена контрастными пятнами жизни фигура Евы. Взыскующий и тревожный, насмешливый и отчаявшийся голос ее любви, голос самой природы режиссер противопоставил угасающему ритму абсурдистского диалога, выхолощенной схеме ритуальных отношений, в центре которых не человек, но лотец нации╗. Этот голос униженной, но не уничтоженной женственности ведет и завершает трагический мотив в дуэте главных персонажей Ч Ади и Евы.
Психологическая игра в гротескных, комическиЦнелепых, но совершенно серьезно разработанных ситуациях поставила перед исполнителями ролей сложные задачи. В картине снимались актеры драматических театров СанктЦПетербурга. Это первая картина Сокурова, в которой все главные роли поручены профессиональным артистам. В десяти прежних своих игровых фильмах режиссер часто предпочитал занимать непрофессионалов. Роль Гитлера сыграл известный петербургский артист Леонид Мозговой, которого Сокуров снимал в картине лКамень╗ (1992) в гриме писателя Антона Чехова. Роль Евы исполнила актриса Елена Руфанова.
Вся художественноЦпостановочная работа произведена в павильонах и мастерских киностудии лЛенфильм╗, натурные съемки велись в горах Баварии. Картина озвучена в Германии артистами берлинских театров.
 

 

В начало

Написать письмо

дизайн :: Андрей Гаряев

й Студенческий центр "ОМЕГА" 2005

 

 

     
 
Hosted by uCoz