Hosted by uCoz

 

В начало

Написать письмо

 

   
 

   

    :: Имена

 

Мохсен Махмалбаф родился в 1957 в Тегеране. В юном возрасте он присоединился к организации, которая боролась против шахского режима. В 17 лет после участия в нападении на полицейский участок его посадили в тюрьму. С 1974 по 1979 провел в тюрьме и был выпущен на свободу только после начала революции. 1980-1981 Ц написал роман, несколько рассказов и тезисов об исламском театре. В 1981 году выходит его роман лХрустальный Сад╗, который позже переводится на английский язык. После появления в 1982-м первой широкометражной картины Nassouh le Repentant в 1983 году выходит в свет его роман Bassin du Roi.

В 1985 благодаря сложившийся в политическом климате страны благоприятной обстановке для кинематографа, М. Махмалбаф выпускает свою 4-ую картину лБойкот╗, в которой зарекомендовывает себя мастером кинематографического искусства.
Созданная им картина лПродавец в Разнос╗ (1987) была показана на 20-ти международных кинофестивалях. Следующая картина лВелосипедист╗ (1988) завоевывает сердца как иранских зрителей, так и кинокритиков.

лЗамужество Блаженных╗ (1989) рассказывает о сложностях, с которыми сталкивается газетный фотограф после возвращения с ирако-иранского фронта в то время, когда он пытается вернуться к нормальному быту и жизни.

В период между 1990 и 1991 годами Махмалбаф снимает две картины Ц лВремя Любви╗ и лНочи Заяндероуда╗. Оба фильма были запрещены. До 1995 года власти обвиняли лВремя Любви╗ (картину, которая была отмечена на Каннском фестивале особым призом) в том, что она пропагандирует не стандартные религиозные воззрения.
лОднажды╗ (1992) Ц полная юмора и элегантности лента, которая прослеживает историю иранского кино и превозносит его самым неожиданным образом.

В 1995 на Каннском фестивале была представлена картина лКино Салам╗, а на следующий год лента Ц лГаббе╗. Последние работы режиссера Ц лМомент Невинности╗ (1996), лТишина╗ (1998), лСказки Киша╗ (1999), лПроверка Демократии╗ (2000), лКандагар╗ (2001).
Кроме того, Махмалбах написал сценарии для ряда театральных постановок.

СЕМЬЯ МАХМАЛЬБАФ

Есть миф об иранском кино Ц простом, незамысловатом, наивном. Нет ничего более далекого от этого мифа, чем фильмы созданные семейством Махмальбаф. Их семья Ц это целая продюсерская компания лМахмальбаф Фильм Хаус╗. Глава клана Ц Мосхен, которого можно было бы назвать классиком, если бы это слово подходило к человеку с такой бурной биографией, перманентному революционеру, для которого кино Ц не просто эстетическая форма выражения, но факт жизни, не менее весомый, чем все революции на свете. Его жена - Мазиех Мешкини, его сын Ц Майсам , его дочери Самира и Хана. В этой семье держать в руках камеру учатся раньше, чем читать или писать, а чтобы закончить очередной фильм, вполне могут продать или заложить дом или машину. Кажется, что кино для них Ц синоним жизни. Но это не совсем так. Махмальбафы не просто фиксируют реальность на пленку, их кино выходит за рамки социального документа. Фильмы династии Макмальбаф Ц это прежде всего напряженное размышление о той неуловимой, но преодолимой грани, что отделяет жизнь от художественного высказывания. Фильмы о фильмах (лКак Самира снимала лШкольную доску╗) Ц неотъемлемая часть рефлексии о природе творчества.

Один из лучших фильмов Махмальбафа Ц старшего Ц лМиг невинности╗, в котором он с помощью актеров воссоздает эпизод из своего собственного прошлого. В юности он был осужден за нападение на полицейского во время антиправительственной демонстрации. Сложная ткань фильма, в которой действуют и молодые актеры, и их реальные, постаревшие прототипы, свидетельствует о том, что искомый лмиг невинности╗, воссоздание прошлого и примирение с ним, достижим лишь ценой художественного усилия.

Простота Махмальбафов обманчива Ц она дается лишь тем, кто умеет всматриваться в реальность, не забывая о том, чтобы смотреть в зеркало рефлексии. Лишь тогда получаются картины, о которых сам Мохсен сказал: лЕсть фильмы, которые застают зрителя врасплох, и ты полностью погружаешься в них. Тогда чувство, что ты смотришь фильм, пропадает. Перед тобой простирается мир, и ты входишь в него, не задумываясь╗.

ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ

В: По всей вероятности лКандагар╗ Ц первый художественный фильм об Афганистане за довольно долгое время. Как родился проект этой картины?
М.М.: На пакистано-афганской границе и на севере страны, где управлял Ахмад Массуд, было снято несколько документальных картин. Я снял лВелосипедиста╗ в 1998-м. Это была художественная картина об афганском беженце, жившем на границе с Ираном. 250 лет назад Афганистан принадлежал Ирану. В результате советской оккупации страны в 80-х и последовавшего за ней перехода власти в руки талибов, страну покинуло 6 миллионов афганцев. 2.5 миллиона из этого числа попало в Иран. Мы ежедневно сталкиваемся с афганцами. Они простые рабочиеЕ
Однажды ко мне пришла молодая афганка, которая иммигрировала в Канаду. Она только что получила письмо от подруги в Афганистане, которая хотела наложить на себя руки из-за страшных условий жизни в Кандагаре. Эта молодая женщина хотела любой ценой вернуться в страну, чтобы помочь своей подруге и спросила меня о том, хотел бы я поехать с ней для того, чтобы снять все на пленку.
В: И вы поехали?
ММ: Нет, но потом я незаконно перешел границу и видел ужасающие условия жизни людей. Именно тогда я начал исследования. Я прочитал тысячи страниц официальных документов об экономической, политической и военной ситуации в стране. Кроме этого я читал литературные произведения и смотрел документальные картины. Тем не менее, основой сценария моей картины осталось путешествие молодой афганской женщины в Кандагар. Вне всякого сомнения, я разбавил сюжет плодами моего воображения и вложил в него информацию, которую мне удалось собрать позже. В картине подруга девушки превратилась в ее младшую сестру.
В: А другие герои картины реальные или вымышленные?
ММ: Практически все реальные. Например, американский военный, который начинает испытывать серьезные сомнения.
В: Что, по вашему, мнению символизирует главная героиня Нафас?
ММ: Она символизирует афганскую женщину, которая начала новую жизнь в Канаде. Она хочет вернуться домой, но одновременно не чувствует себя, как обычная афганка, которая, в конечном счете, в глазах мужчин является всего лишь гаремной женщиной. Ее афганское имя лНафас╗ означает лдыхание╗. А лбурка╗ (платье афганских женщин, которое закрывает все тело) не дает женщинам дышать и быть свободными.
В: Имея в виду ваши методы работы, на какой стадии вы поняли форму картины?
ММ: Эта картина сделана в форме путеводителя путешественника. Эта форма пришла ко мне, когда я работал над сценарием, и во время съемок получила дальнейшее развитие. Например, сцена свадьбы была придумана на месте. Когда вы смотрите на одетых в лбурки╗ женщин, они находятся в состоянии эстетической гармонии с окружающей их деревенской средой, но внутри, под каждой лбуркой╗ мы видим, что они задыхаются. Это весьма странное противоречие. Так как женщины не могут показать красоту своего лица и тела, они украшают свою одежду.
В: Иногда звук и режиссура, особенно в конце картины, напоминают работу ПазолиниЕ
ММ: Особенно свадебные песни, которые бормочут. Никогда ранее мне не доводилось слышать подобные песни, которые люди поют на свадьбе.
В: Как вы можете объяснить то, что страна с такой древней цивилизацией пришла в наше время в такой упадок?
ММ: Афганцы как бы зациклились в своей древности. Точно так же, как шах Реза в Иране 30-х годов или Ататюрк в Турции, Аманулла пытался подтолкнуть развитие страны, но религиозное сопротивление этому было огромным. Можно сказать, что этой стране сделали прививку от современной цивилизации!
Я провел серьезное исследование, которое я обязательно издам в виде книги под названием лАфганистан Ц страна без изображений╗. В начале 21 века талибы запрещали изображения и изваяния! У них не было кино, они запретили телевидение. В газетах не было фотографий. Фотографировать, или рисовать считалось лнечистым╗. Музыка запрещена. Школы для девушек закрыты. У женщин нет вообще никаких прав, они даже не могут помыться в общественных банях! В 1996 году талибы сожгли огромную библиотеку в Катуле, в которой было 55.000 книг. Согласно отчету ООН в настоящее время один миллион афганцев могут умереть насильственной смертью, не говоря уже о том, что миллионы людей остались без ног от взрывов мин. А мир больше волнует разрушение каменных Будд, чем судьба живых людей.
Талибы появились после оккупации страны советскими войсками. Сразу же после появления иностранных войск было организовано национальное сопротивление, в которое вошли многие нации и народности. Но, когда русские ушли, внутри сопротивления возникли разногласия. Началась гражданская война. Самые бедные ушли в Пакистан. Группа талибан, эта армия невежества, была создана в пакистанских лагерях изучения Корана при полной поддержке Саудовской Аравии и США. И афганцы, которые ужасно устали от войны, сдались этой армии, которая должна была, как все тогда думали, принести мир и восстановить порядок. Любопытно, что главу этого движения муллу Омара никогда не видели, но все обсуждали то, что он, предположительно, говорил. Интересно?

 

 

В начало

Написать письмо

дизайн :: Андрей Гаряев

й Студенческий центр "ОМЕГА" 2005

 

 

     
 
Hosted by uCoz