|
|
|
|
|
:: Имена |
Мохсен
Махмалбаф родился в 1957 в Тегеране. В юном возрасте он
присоединился к организации, которая боролась против шахского
режима. В 17 лет после участия в нападении на полицейский
участок его посадили в тюрьму. С 1974 по 1979 провел в тюрьме
и был выпущен на свободу только после начала революции.
1980-1981 Ц написал роман, несколько рассказов и тезисов об
исламском театре. В 1981 году выходит его роман лХрустальный
Сад╗, который позже переводится на английский язык. После
появления в 1982-м первой широкометражной картины Nassouh le
Repentant в 1983 году выходит в свет его роман Bassin du Roi.
В
1985 благодаря сложившийся в политическом климате страны
благоприятной обстановке для кинематографа, М. Махмалбаф
выпускает свою 4-ую картину лБойкот╗, в которой
зарекомендовывает себя мастером кинематографического
искусства.
Созданная им картина лПродавец в Разнос╗ (1987) была показана
на 20-ти международных кинофестивалях. Следующая картина
лВелосипедист╗ (1988) завоевывает сердца как иранских
зрителей, так и кинокритиков.
лЗамужество Блаженных╗ (1989) рассказывает о сложностях, с
которыми сталкивается газетный фотограф после возвращения с
ирако-иранского фронта в то время, когда он пытается вернуться
к нормальному быту и жизни.
В период между 1990 и 1991 годами Махмалбаф снимает две
картины Ц лВремя Любви╗ и лНочи Заяндероуда╗. Оба фильма были
запрещены. До 1995 года власти обвиняли лВремя Любви╗
(картину, которая была отмечена на Каннском фестивале особым
призом) в том, что она пропагандирует не стандартные
религиозные воззрения.
лОднажды╗ (1992) Ц полная юмора и элегантности лента, которая
прослеживает историю иранского кино и превозносит его самым
неожиданным образом.
В 1995 на Каннском фестивале была представлена картина лКино
Салам╗, а на следующий год лента Ц лГаббе╗. Последние работы
режиссера Ц лМомент Невинности╗ (1996), лТишина╗ (1998),
лСказки Киша╗ (1999), лПроверка Демократии╗ (2000), лКандагар╗
(2001).
Кроме того, Махмалбах написал сценарии для ряда театральных
постановок.
СЕМЬЯ МАХМАЛЬБАФ
Есть миф об иранском кино Ц простом, незамысловатом, наивном.
Нет ничего более далекого от этого мифа, чем фильмы созданные
семейством Махмальбаф. Их семья Ц это целая продюсерская
компания лМахмальбаф Фильм Хаус╗. Глава клана Ц Мосхен,
которого можно было бы назвать классиком, если бы это слово
подходило к человеку с такой бурной биографией, перманентному
революционеру, для которого кино Ц не просто эстетическая
форма выражения, но факт жизни, не менее весомый, чем все
революции на свете. Его жена - Мазиех Мешкини, его сын Ц
Майсам , его дочери Самира и Хана. В этой семье держать в
руках камеру учатся раньше, чем читать или писать, а чтобы
закончить очередной фильм, вполне могут продать или заложить
дом или машину. Кажется, что кино для них Ц синоним жизни. Но
это не совсем так. Махмальбафы не просто фиксируют реальность
на пленку, их кино выходит за рамки социального документа.
Фильмы династии Макмальбаф Ц это прежде всего напряженное
размышление о той неуловимой, но преодолимой грани, что
отделяет жизнь от художественного высказывания. Фильмы о
фильмах (лКак Самира снимала лШкольную доску╗) Ц неотъемлемая
часть рефлексии о природе творчества.
Один из лучших фильмов Махмальбафа Ц старшего Ц лМиг
невинности╗, в котором он с помощью актеров воссоздает эпизод
из своего собственного прошлого. В юности он был осужден за
нападение на полицейского во время антиправительственной
демонстрации. Сложная ткань фильма, в которой действуют и
молодые актеры, и их реальные, постаревшие прототипы,
свидетельствует о том, что искомый лмиг невинности╗,
воссоздание прошлого и примирение с ним, достижим лишь ценой
художественного усилия.
Простота Махмальбафов обманчива Ц она дается лишь тем, кто
умеет всматриваться в реальность, не забывая о том, чтобы
смотреть в зеркало рефлексии. Лишь тогда получаются картины, о
которых сам Мохсен сказал: лЕсть фильмы, которые застают
зрителя врасплох, и ты полностью погружаешься в них. Тогда
чувство, что ты смотришь фильм, пропадает. Перед тобой
простирается мир, и ты входишь в него, не задумываясь╗.
ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ
В: По всей вероятности лКандагар╗ Ц первый художественный
фильм об Афганистане за довольно долгое время. Как родился
проект этой картины?
М.М.: На пакистано-афганской границе и на севере страны, где
управлял Ахмад Массуд, было снято несколько документальных
картин. Я снял лВелосипедиста╗ в 1998-м. Это была
художественная картина об афганском беженце, жившем на границе
с Ираном. 250 лет назад Афганистан принадлежал Ирану. В
результате советской оккупации страны в 80-х и последовавшего
за ней перехода власти в руки талибов, страну покинуло 6
миллионов афганцев. 2.5 миллиона из этого числа попало в Иран.
Мы ежедневно сталкиваемся с афганцами. Они простые рабочиеЕ
Однажды ко мне пришла молодая афганка, которая иммигрировала в
Канаду. Она только что получила письмо от подруги в
Афганистане, которая хотела наложить на себя руки из-за
страшных условий жизни в Кандагаре. Эта молодая женщина хотела
любой ценой вернуться в страну, чтобы помочь своей подруге и
спросила меня о том, хотел бы я поехать с ней для того, чтобы
снять все на пленку.
В: И вы поехали?
ММ: Нет, но потом я незаконно перешел границу и видел
ужасающие условия жизни людей. Именно тогда я начал
исследования. Я прочитал тысячи страниц официальных документов
об экономической, политической и военной ситуации в стране.
Кроме этого я читал литературные произведения и смотрел
документальные картины. Тем не менее, основой сценария моей
картины осталось путешествие молодой афганской женщины в
Кандагар. Вне всякого сомнения, я разбавил сюжет плодами моего
воображения и вложил в него информацию, которую мне удалось
собрать позже. В картине подруга девушки превратилась в ее
младшую сестру.
В: А другие герои картины реальные или вымышленные?
ММ: Практически все реальные. Например, американский военный,
который начинает испытывать серьезные сомнения.
В: Что, по вашему, мнению символизирует главная героиня Нафас?
ММ: Она символизирует афганскую женщину, которая начала новую
жизнь в Канаде. Она хочет вернуться домой, но одновременно не
чувствует себя, как обычная афганка, которая, в конечном
счете, в глазах мужчин является всего лишь гаремной женщиной.
Ее афганское имя лНафас╗ означает лдыхание╗. А лбурка╗ (платье
афганских женщин, которое закрывает все тело) не дает женщинам
дышать и быть свободными.
В: Имея в виду ваши методы работы, на какой стадии вы поняли
форму картины?
ММ: Эта картина сделана в форме путеводителя путешественника.
Эта форма пришла ко мне, когда я работал над сценарием, и во
время съемок получила дальнейшее развитие. Например, сцена
свадьбы была придумана на месте. Когда вы смотрите на одетых в
лбурки╗ женщин, они находятся в состоянии эстетической
гармонии с окружающей их деревенской средой, но внутри, под
каждой лбуркой╗ мы видим, что они задыхаются. Это весьма
странное противоречие. Так как женщины не могут показать
красоту своего лица и тела, они украшают свою одежду.
В: Иногда звук и режиссура, особенно в конце картины,
напоминают работу ПазолиниЕ
ММ: Особенно свадебные песни, которые бормочут. Никогда ранее
мне не доводилось слышать подобные песни, которые люди поют на
свадьбе.
В: Как вы можете объяснить то, что страна с такой древней
цивилизацией пришла в наше время в такой упадок?
ММ: Афганцы как бы зациклились в своей древности. Точно так
же, как шах Реза в Иране 30-х годов или Ататюрк в Турции,
Аманулла пытался подтолкнуть развитие страны, но религиозное
сопротивление этому было огромным. Можно сказать, что этой
стране сделали прививку от современной цивилизации!
Я провел серьезное исследование, которое я обязательно издам в
виде книги под названием лАфганистан Ц страна без
изображений╗. В начале 21 века талибы запрещали изображения и
изваяния! У них не было кино, они запретили телевидение. В
газетах не было фотографий. Фотографировать, или рисовать
считалось лнечистым╗. Музыка запрещена. Школы для девушек
закрыты. У женщин нет вообще никаких прав, они даже не могут
помыться в общественных банях! В 1996 году талибы сожгли
огромную библиотеку в Катуле, в которой было 55.000 книг.
Согласно отчету ООН в настоящее время один миллион афганцев
могут умереть насильственной смертью, не говоря уже о том, что
миллионы людей остались без ног от взрывов мин. А мир больше
волнует разрушение каменных Будд, чем судьба живых людей.
Талибы появились после оккупации страны советскими войсками.
Сразу же после появления иностранных войск было организовано
национальное сопротивление, в которое вошли многие нации и
народности. Но, когда русские ушли, внутри сопротивления
возникли разногласия. Началась гражданская война. Самые бедные
ушли в Пакистан. Группа талибан, эта армия невежества, была
создана в пакистанских лагерях изучения Корана при полной
поддержке Саудовской Аравии и США. И афганцы, которые ужасно
устали от войны, сдались этой армии, которая должна была, как
все тогда думали, принести мир и восстановить порядок.
Любопытно, что главу этого движения муллу Омара никогда не
видели, но все обсуждали то, что он, предположительно,
говорил. Интересно?
|
|
|