(27. 06. 1941 Ч 13. 03.
1996),
польский режиссер,
сценарист.
Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1969. Во
время учебы снял короткометражные ленты лТрамвай╗,
лУчреждение╗, лКонцерт по заявкам╗, лСъемка╗. Затем работал на
студии документальных фильмов в Варшаве, снимал
остропублицистические социальные картины Ч лИз города Лодзи╗ (From
The City Of Lodz, 1969), лЯ был солдатом╗ (1970), лФабрика╗
(1970) и самый значительный из фильмов так называемого лнового
документализма╗ начала 70-х годов Ч лРабочие-71: ничего о нас
без нас╗ (совместно с Т. Зыгадло), другая версия Ч лХозяева╗.
В то же время Кесьлевский поставил короткометражку лПодземный
переход╗ (1973) и телефильм лПерсонал╗ (Personel, 1974,
главный приз на МКФ в Маннгейме-75), открывающие лигровой╗
период его творчества, хотя режиссер не ушел из
документалистики и в последующие годы, чему свидетельством
такие известные ленты, как лПервая любовь╗ (1974, специальная
премия на МКФ в Кракове), лБиография╗ (1975), лБольница╗
(1976, главная премия на МКФ в Кракове), лС точки зрения
ночного сторожа╗ (1977, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове,
премии на МКФ в Нионе и Лилле-79), лСемь женщин разного
возраста╗ (1978), лБолтающие головы╗ и лВокзал╗ (1980). В 1976
году он создает первый полнометражный игровой фильм лШрам╗, во
многом перекликающийся по тематике и стилистике с
документальными работами, а следом Ч острую публицистическую
ленту лСпокойствие╗ (Spokoj, 1976, выпуск Ч 1980), одну из
первых работ лкинематографа морального беспокойства╗,
безусловным художественным и нравственным лидером которого
становится Кесьлевский.
Заметный переход творчества режиссера к синтезу
парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии
начинается в картине лКинолюбитель╗ (Amator, 1979, главная
премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия
на МКФ в Чикаго-80), сделавшей его имя известным и за
пределами Польши. В период лСолидарности╗ (Кесьлевский был в
1978-1981 вице-председателем Союза польских кинематографистов,
сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого
профсоюза Восточной Европы) снимает картину лСлучай╗ (Przypadek,
1981, выпуск Ч 1987) и телефильм лКороткий рабочий день╗ (Dlugi
dzien pracy, 1981), в которых наряду с политической
ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти
новую стилистику.
Закончившейся эпохе лСолидарности╗ посвящена аллегорическая
лента лБез конца╗ (Bez konca, 1984), после чего в творчестве
режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит
совершенно иной Кесьлевский, всемирно известный режиссер,
лауреат бесчисленных кинопремий. В 1988 появляются на экране
киноверсии двух серий его телевизионного лДекалога╗,
представляющего собой своеобразный перевод библейских
заповедей на язык светского кинематографа Ч лКороткий фильм об
убийстве╗ (премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премия
лФеликс╗ за лучший европейский фильм) и лКороткий фильм о
любви╗ (специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, приз на
МКФ в Чикаго) . Эти фильмы как бы предваряли выход на
телеэкран остальных новелл лДекалога╗ (Dekalog 3). Проект, не
имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве
Кесьлевского новую черту Ч склонность к серийности, к
драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с
разных сторон.
Это произошло, в частности, с картиной лДвойная жизнь
Вероники╗ (La double vie de Veronique, 1991, Франция Ч Польша,
премия экуменического жюри на МКФ в Канне) и в еще большей
степени в последней работе режиссера, тоже снятой в
сотрудничестве с французскими продюсерами Ч в трилогии лТри
цвета╗: лГолубой╗ (Blue (Kieslowski), 1993, главная премия
поровну на МКФ в Венеции), лБелый╗ (White, 1993, премия на МКФ
в Берлине-94) и лКрасный╗ (Rouge, номинация на лОскар╗ за
сценарий и режиссуру), отмеченной во Франции в 1995 премией
имени Жоржа Мельеса. После завершения трилогии Кесьлевский
объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал
работу над сценариями следующей трилогии. Однако работу эту
прервала смерть.