Питер Гринуэй
Лет 7-10 назад имя Питера Гринуэя было на устах у всех, кто
относил себя к интеллектуалам и эстетам. Его странные,
философско-ернические полотна, в которых каждый кадр был
выстроен по законам живописи, а каждый предмет нес
символическую нагрузку, поражали воображение и разум. Каждый
его фильм - как полнометражный игровой, так и короткометражный
документальный - можно (и нужно) пересматривать по несколько
раз, с каждым просмотром открывая для себя ранее ускользнувшие
от понимания подтексты и любопытные мелочи. В творчестве
Гринуэя музыка, живопись, хореография, работа костюмеров,
декораторов и актеров сплетаются в единый узел, создавая
многослойное произведение. Поэтому его картины нравятся и
высоколобым докторам наук, и молоденьким студенткам - каждый
находит в его фильмах собственную "нишу".
Родился Питер Гринуэй в Уэльсе 5 апреля 1942 года. Его отец
был орнитологом; именно от него режиссер унаследовал страсть к
бесконечным классификациям, на которых как на художественном
приеме строится большинство его лент. Питер с детства
увлекался рисованием и уже в 22 года удостоился первой
выставки в Lord's Gallery. С 1965 г. он начал работать в
документальном кино - сначала монтажером, потом помощником
режиссера - и вскоре стал снимать собственные "экзерсисы". В
1976 году Гринуэй отправляется на запад Англии, чтобы
поупражняться в зарисовках викторианских особняков. Во время
работы над этюдами ему постоянно мешали то стада овец, то
бегающие по двору дети, и у Гринуэя зарождается идея
"Контракта рисовальщика". Задумка постепенно обрастала новыми
мыслями, и через шесть лет зрители увидели глубокую, не
лишенную горького юмора притчу о плодовитости и бесплодии, о
гордости и унижениях, о соотношении творчества и реальной
жизни. Фильм принес автору мировую славу. Критики
захлебывались от восторга, Гринуэя объявили основателем нового
английского кинематографа, кинотеатры собирали аншлаги. Однако
на новые проекты денег никто давать не спешил - чересчур уж
необычные сюжеты рождались в голове режиссера. Следующий фильм
- "Зет и два нуля" - выходит только через три года, в нем
затрагиваются уже иные проблемы, но стиль Гринуэя остается
неповторимо узнаваемым. Одной из его главных составляющих
становится великолепная музыка Майкла Наймана, сотрудничество
с которым продолжалось у режиссера до фильма "Дитя Макона".
Создав ряд настоящих шедевров (так, "Отсчет утопленников"
получил в Каннах премию за вклад в развитие киноискусства),
Питер Гринуэй по каким-то причинам перестает включать в свои
картины музыку Наймана и несколько изменяет свой творческий
подход в поисках новых идей. Если "Записки у изголовья" еще
сохраняют почти все "фирменные" приемы: использование
полиэкрана, буквальное соответствие фантазий героев
последующим реальным событиям и т.п., то "Восемь с половиной
женщин" представили нам нового Гринуэя. Эта картина так же
неоднозначна, как предыдущие, но более легкая и ироничная.
Маэстро "кинематографической живописи" находится в постоянном
поиске, и, выпустив телеоперу "Смерть композитора", приступил
к съемкам трилогии "Чемоданы Талса Льюпера" с участием целого
созвездия международных звезд: Виктории Абриль, Дебби Харри,
Мадонны, Уильяма Херта, Франки Потенте, Росси Де Пальмы,
Винсента Галло и даже родной нам Ренаты Литвиновой. Посему
зрители вправе надеяться, что следующая его работа будет не
менее поразительной, чем признанные "жемчужины" его
творчества.
Фильмография
Дерево - Tree (1966,
короткометр.)
Поезд - Train (1966, короткометр.)
Революция - Revolution (1967, короткометр.)
5 открыток из столиц мира - 5 Postcards From Capital Cities (1967,
короткометр.)
Интервалы - Intervals (1969, короткометр.)
Эрозия - Erosion (1971, короткометр.).
"House" начинается с Н - H Is for House (1973, короткометр.).
Окна - Windows (1975, короткометр.).
Вода - Water (1975, короткометр.).
Дорогой телефон - Dear Phone (1976, короткометр.).
Водяные оторвы - Water Wrackets (1978, короткометр.).
Путешествие по букве Н - Walk Through H, A (1978, короткометр.).
1-100 (1978, короткометр.).
Зандра Роудз - Zandra Rhodes (1979, короткометр.).
Падения (Фоллы) - Falls, The (1980).
Теренс Конрэн - Terence Conran (1981, короткометр.).
Контракт рисовальщика - Draughtsman's Contract, The (1982).
Море в их крови - Sea in Their Blood, The (1983, короткометр.).
Четыре американских композитора - Four American Composers (1983,
короткометр.).
Зоопарк (Зет и два нуля) - Zoo: A Zed & Two Noughts, A (1985).
26 ванных - 26 Bathrooms (1985, короткометр.).
Живот архитектора - Belly of an Architect, The (1987).
Отсчет утопленников (Утопая в цифрах) - Drowning by Numbers
(1988).
Водобоязнь - Fear of Drowning (1988, короткометр.).
Повар, вор, его жена и ее любовник - Cook the Thief His Wife & Her
Lover, The (1989).
Ад Данте - TV Dante: The Inferno Cantos I-VIII, A (1989, TV).
Книги Просперо - Prospero's Books (1991).
Мужчина, музыка, Моцарт начинаются с М - M Is for Man, Music,
Mozart (1991, TV).
Дитя Макона - Baby of Macon, The (1993).
Дарвин - Darwin (1993, TV).
Люмьер и компания - Lumiеre and Company (1995, короткометр.).
Записки у изголовья (Интимный дневник) - Pillow Book, The (1996).
Мост - Bridge, The (1997, короткометр.).
Восемь с половиной женщин - Eight and a Half Women (1999).
Смерть композитора - Death of a Composer (1999).
Чемоданы Талса Льюпера: Моабская история - The Tulse Luper
Suitcases: The Moab Story (2003).
|