Ларс фон Триер о лДогвилле╗
Перевод с английского: Дмитрий Камиль
Две вещи
вдохновили меня написать лДогвилль╗. Прежде всего, моя поездка в
Канны с лТанцующей в темноте╗, когда я был раскритикован
несколькими американскими журналистами за то, что снял фильм о
США, даже не побывав там.
Это возмутило меня, потому что, насколько мне известно, они так и
не побывали в Касабланке, когда снимали лКасабланку╗. Я подумал,
что это не было честно и решил, тогда и там, снять больше фильмов,
действие которых происходило бы в Америке. Это была одна вещь.
Потом я послушал
лPirate
Jenny╗,
песенку Бертольда Брехта и Курта Вайля из лТрехгрошовой оперы╗.
Это очень мощная песня, заключающая в себе, любимую мной, тему
отмщения.
Действие фильма
должно было происходить в изолированном месте, потому что действие
лPirate
Jenny╗
происходит в удаленном городе. Я решил, что Догвилль будет
находиться в Скалистых горах, потому что даже, если вы никогда там
не были, это звучит фантастично. Какие горы не являются
скалистыми? Значит ли это, что эти горы как-то особенно скалисты?
Это похоже на имя, которое вы можете придумать для сказки. И я
решил, что действие должно происходить во время Великой Депрессии,
потому что, как я думаю, это помогло бы придать фильму правильную
атмосферу.
Старые,
черно-белые фотографии американского правительства, сделанные во
время Депрессии были, несомненно, вдохновляющими, но меня никогда
не привлекала идея сделать фильм черно-белым. Это другой метод
установления фильтра между тобой и зрителем, другой метод
стилизации. Если ты делаешь фильм, в котором что-либо происходит
лстранным╗ образом (например, контуры домов на полу), тогда все
остальное должно быть лнормальным╗. Если ты накладываешь слишком
много слоев, это заставляет зрителя уходить дальше и дальше от
сути фильма. Важно не делать чересчур много вещей в одно и тоже
время или ты отпугнешь людей. Я работаю, примерно, так же, как и
вы в лаборатории Ц экспериментирую. Когда ставишь эксперимент,
важно не изменять более чем один фактор за раз.
Мне
сказали, что Американцам это может напомнить лНаш городок╗ и
кто-то дал мне пьесу Уайлдера,
чтобы я прочитал, пока мы снимали фильм. Я не думаю, однако, что
существуют какие-либо схожести в историях. Это не значит, что я не
был вдохновлен этим, конечно был. Меня вдохновили, например,
некоторые телевизионные пьесы, которые я смотрел в семидесятых, и,
в особенности, лNicholas
Nickleby╗,
выпущенная Королевским Шекспировским театром. Она была чрезвычайно
стилизована, с участием зрителей и всех этих очень лсемидесятнических╗
вещей, но, если вы посмотрите ее сегодня, то увидите, что она не
потеряла своей актуальности. В общем, я был вдохновлен тем фактом,
что я скучаю по телетеатру. Это было очень распространено, когда я
был молод. Они брали кусок из спектакля и помещали его в другие
условия, иногда даже очень абстрактные. Я не схожу с ума по театру
в театре, но театр на телевидении или в кино иногда является как
раз тем, что так хочется посмотреть.
Я также
был вдохновлен уровнем Бертольда Брехта
и его очень простым, урезанным театром. Моя теория такова: мы
очень часто забываем, что не существует домов или чего бы то ни
было. Это заставляет нас самих додумывать город, более того, что
важно, это заставляет нас сфокусироваться на людях. Домов нет,
поэтому мы не можем быть отвлечены ими и зритель не тоскует по
ним, спустя какое-то время и, поэтому домов не будет.
Что я
отвечаю тем, кто говорит, что это не кино? Я говорю, что,
возможно, они правы. Но также, я, конечно, не сказал бы, что это ланти-кино╗.
В начале своей карьеры, я делал очень лкинематографичные╗ фильмы.
Проблема в том, что сейчас это стало слишком просто: все, что вам
нужно Ц это купить компьютер и у вас появится кинематографичность.
У вас появятся армии, неистово ползущие через горы, драконы. Вы
просто нажимаете на кнопку. Кубрику, например, пришлось ждать два
месяца нужного освещения в горах за спиной Барри Линдона, когда он
мчался в нашем направлении. Мне кажется, что в этом случае с
кинематографичностью все в порядке. Однако, если вы ждете всего
пару секунд, а потом какой-нибудь малыш с компьютером заполняет
картинкуЕ Это другая форма искусства, я уверен, но мне она не
интересна. Я не вижу армии, идущие через горы, а вижу какого-то
молодчика с компьютером, говорящего: - лТак, давайте сделаем это
немножко повкуснее, давайте поместим сюда облака, давайте
чуть-чуть отбелим цвета╗. Это безупречно сделано и это ничуть не
трогает меня. Мной манипулируют, когда я не хочу этого.
Может быть
это потому, что я старше сейчас. Когда я был молодым, у меня,
возможно, появилась бы мысль о том, какой замечательный весь этот
материал, производящийся компьютерами. Я повзрослел и должен быть
упрямым. Вот почему, я начал возвращаться к старым добродетелям и
ценностям. Если вы достаточно упрямы, тогда все что угодно может
иметь свою собственную эстетику. Существует определенный уровень
того, как хорошо фильм должен выглядеть. Если он слишком хорош, я
отказываюсь от участия в нем. Это схоже с тем, как люди наблюдают
за фокусником. Когда он показывает фокусы с монетками, например,
вы полностью очарованы, но когда он передвигает Эйфелеву башню, вы
говорите: - лНу, и что?╗
Действие лДогвилля╗
происходит в Америке и только там. Я не ограничиваю себя, в том
плане, что говорю: - лСейчас мне нужно исследовать это и это и
это╗. лДогвилль╗ не является научным или историческим фильмом. Это
эмоциональный фильм. Да, он о Соединенных Штатах, но он также о
любом маленьком городке, где бы он ни находился.
Я написал
сценарий на датском, но попросил английского переводчика
постараться сохранить, каким-то образом, датский язык, не делать
перевод слишком совершенным. Это мое заимствование из Кафки, - я
хотел сохранить иностранный взгляд. Мне было бы интересно, к
примеру, посмотреть фильм о Дании, снятый кем-то, кто никогда там
не был. Японцем или американцем. Это было бы зеркалом того, как
представляет себе Данию тот, кто даже не был в ней. В своих
лАмериканских╗ фильмах, я отражаю ту информацию, которую получаю и
свои чувства о ней. Конечно это не правда, потому что я никогда не
был в Америке (хотя, должен сказать, знаю о США больше, чем те
люди, снявшие лКасабланку╗, знают о Касабланке). Очевидно, японец,
делающий фильм о Дании не имел бы тех знаний, которые имею я,
потому что 90 процентов того, что вы видите на датском телевидении
Ц это американская продукция и тогда он должен будет сделать
какие-то исследования и в итоге, как мне кажется, выйдет
интересный фильм.
В
дополнение к бесчисленным американским программам на датском
телевидении, мы видим, также, большое количество новостей об этой
стране, потому что Америка Ц самая большая сила в мире. Критики
тоже хватает. В юношестве у нас было несколько массовых
демонстраций, направленных против Мирового Банка и войны во
Вьетнаме, и все мы бросали камни в посольства. Ну, по крайней
мере, в одноЕ Сейчас я уже не занимаюсь этим.
В детстве
меня научили, что, если ты сильный, то тебе также нужно быть
справедливым и хорошим. Я не вижу этого в Америке. Мне нравятся
отдельные американцы, которых я хорошо знаю, но это больше
касается образа страны, которая мне не известна, но которая
пробуждает во мне какие-то чувства. Я не думаю, что Американцы
более злы, чем другие, но опять же, не вижу их менее злыми.
Кажется, люди более или менее одинаковые везде. Что я могу сказать
об Америке? Власть развращает и это факт. Поэтому, если они так
сильны, я не могу им навредить, правильно?
Идея, стоящая за
отношением жителей города к Грейс, основывается на том, что, если
вы представляете себя окружающим, как подарок, то это может быть
опасно. Власть, данная людям над индивидом, развращает их. Если вы
уберете этого человека, этого никогда не произойдет. Вы должны
иметь некоторые границы. Я думаю, что с жителями Догвилля все было
в порядке, до тех пор, пока к ним ни пришла Грейс, точно также, я
уверен, что Америка была бы прекрасной и замечательной страной,
если бы там не было ничего, кроме миллионеров, играющих в гольф.
Это было бы замечательное, мирное общество, не такое как сейчас,
насколько я знаю. Но в мире, к сожалению, также много неудачников.
Когда вы
придумываете героев, вы берете кого-то, знакомого вам и помещаете
его в новую ситуацию. Так, например, жители Догвилля Ц все
Датчане, они, вообще-то, реальные люди. Вы берете себя, своего
собственного героя, и делите его между двумя-тремя людьми,
ведущими сюжет (в данном случае, Том и Грейс). Я могу защитить
всех героев фильма, но Грейс и Том, в какой-то степени, изображают
меня самого.
Значит ли
это, что вижу себя в Томе? О, да. Очень часто, люди начинают с
благими намерениями, особенно артисты, но затем они сами
становятся более и более важными и эти намерения отходят на второй
план. Иногда, они совершенно теряют зрение. Так, я бы сказал, Том,
в определенной степени Ц автопортрет. Это не очень приятно и не
очень лестно, но, я полагаю, это близко к истине. Он так старается
и все же не получает ГрейсЕ Он единственный, кто не получил ееЕ
И Грейс Ц не
героиня, во всех смыслах. Она человек, имеющий благие намерения,
но все же человек. Мне кажется, я могу понять тех людей, которые
интерпретируют то, что я делаю, как мучение женщин, но я
скажу, что эти герои не столько женщины, сколько часть меня
самого. Работать с женщинами очень интересно. Они очень хорошо
передают мой характер.
Знаю, люди
думают, что я не люблю женщин, но это, очевидно, не так Ц это с
мужчинами у меня больше проблем. Это, как если бы вы были оленем.
Взрослым, с длинными рогами, окруженным самками и не подпускающим
молодых оленей. Все они стараются хотя бы помочиться рядом,
знаете, пометить территорию. По каким-то причинам, в моем
небольшом круге общения, каждому разрешено лмочиться╗ на меня. Все
в порядке с этим, но утомляет, конечноЕ Стоит мне только
обернуться и спросить: - лТак, кто это сделал?╗, как уже другой
молодчик у меня за спиной делает то же самое. В этом и заключается
моя проблема с мужчинами. Женщины этим не занимаются. Но если вы
сможете контролировать этот процесс, то у вас будут замечательные
отношения с мужчинами.
Когда
Николь сказала, что хочет работать со мной, я написал роль Грейс
для нее или, скорее, для ее образа. Выяснилось, что она очень,
очень хорошая актриса. Интересно было взять кого-то, кто играл
преимущественно, более лхолодных╗ героев и дать этому человеку
сыграть что-то другое. И, конечно, меня заинтриговала возможность
взять звезду Голливуда и снять ее в фильме, как этот. Это
привлекло бы зрителя, отличного от того, которого мы уже имели,
если, конечно, этот зритель не был бы напуган тем фактом, что на
экране нет ничего, кроме черного пола и, стоящих на нем, людей.
Мне лучше всего
работается, когда актеры мне доверяют, но иногда от них тяжело
добиться этого доверия. Даже не знаю, зачем мне это надо. Может
быть, потому, что у меня нет доверия к самому себе? Николь сразу
же доверилась мне, и это было здорово. Пол Беттани тоже, но это
было тяжелее, потому что он мужчинаЕ Он замечательный актер.
Возникает искушение продолжить работу с людьми, которым ты можешь
доверять, однако, не менее интересно, работать с новыми людьмиЕ
Е лДогвилль╗ -
это, прежде всего, фильм. Я удовлетворен его формой, содержанием и
доволен игрой актеров. Знаю, это не хип-хоп, но я горжусь тем, что
я не такой старый, каким себя ощущаю.
|