Hosted by uCoz

 

В начало

Написать письмо

 

   
 

   

    :: Рецензии на фильмы

 

лПокаяние╗ Тенгиза Абуладзе


Абуладзе Тенгиз Евгеньевич(1924-1994)
кинорежиссер Ч народный артист СССР, член Европейской академии кино, профессор Академии изящных искусств (Вена).


Окончив среднюю школу, Абуладзе, постоянный зритель всех театральных и кинопремьер, поступил в 1943 г. в Грузинский Государственный театральный институт им. Ш. Руставели. Однако увлечение кинематографом взяло верх. Решающим оказался просмотр фильма С. Эйзенштейна лИван Грозный╗. Увлеченный рисованием и скульптурой, Абуладзе был потрясен пластическим решением фильма, его высокой изобразительной культурой. Вместе с однокурсником и другом Ч в будущем известным грузинским кинорежиссером Р. Чхеидзе Ч Абуладзе написал письмо Эйзенштейну с просьбой разъяснить молодым энтузиастам, как и где можно получить профессиональное кинематографическое образование. Находящийся к тому времени в больнице после тяжелого инфаркта, мастер не только обстоятельно ответил незнакомым тбилисцам, но и посоветовал лхорошо поразмыслить прежде, чем принять решение. Хлеб кинематографиста Ч трудный хлеб╗. В 1948 г. Абуладзе поступил-таки во ВГИК. В том же году Эйзенштейн скончался. Однако, учась в мастерской С. Юткевича и посещая лекции ведущих русских режиссеров, Абуладзе продолжал считать Эйзенштейна своим лкрестным отцом╗ и лучителем╗, открывшим ему феномен призвания кинорежиссера, требующего полной отдачи, самоограничения и бескомпромиссности. После окончания ВГИКа в 1953 г. Абуладзе возвращается в Тбилиси и месте с Р. Чхеидзе снимает документальные фильмы. В 1955 г. друзьям удалось, наконец, снять первую игровую ленту Ч лЛурджа Магданы╗ (экранизация рассказа Э. Габашвили). Кинорассказ о бедной деревенской вдове и ее детях, ослике, найденном ими на дороге, и алчном купце, лишившем детей этой радости, оказался на IX Канском МКФ и был отмечен лЗолотой пальмовой ветвью╗. Эта лента, также как и снятые позже, уже самостоятельные фильмы лЧужие дети╗, лЯ, бабушка, Илико и Илларион╗, отличаются мастерством тонкой разработки национального характера, выразительностью воссоздания образа времени и демократизмом формы (мелодрама, трагикомедия). В фильме лЯ, бабушка, Илико и Илларион╗ (по повести Н. Думбадзе) режиссер Абуладзе разрабатывает своеобразное графическое решение изображения в черно-белом варианте, которое оборачивается подлинным новаторством в лМольбе╗ (по мотивам поэм Важа Пшавелы). Притча о добре и зле, жизни и смерти, любви и ненависти, о родовых и племенных предрассудках и противостоянии им восходит к философским мыслям об ответственности человека перед своим домом, родиной, собственной совестью. лМольба╗ Ч фильм трудной судьбы: он был практически лишен проката, хоть и получил гран-при XII МКФ в Сан-Ремо. Известен он уже стал после двух следующих фильмов: лДрева желания╗ и лПокаяния╗ (они все составили трилогию). Фильм лДрево желания╗ созданный на основе сборника рассказов Г. Леонидзе Ч красочное панно деревенской жизни, в которой реальность тесно переплетается с вымыслом. Этот мир мечтательных идеалистов, романтических правдоискателей насыщен недюжинными страстями. В фильме присутствуют постоянные идеи творчества Абуладзе -провозглашение красоты и гармонии как высшего блага, осуждение актов деспотизма и насилия. Фильм получил всемирное признание (имеет 5 наград фестивалей), в частности, еще Ч приз Итальянской киноакадемии лДавид ди Донателло╗.

Следующий фильм Ч лПокаяние╗. Это подлинное произведение искусства, которое связывает время с вечностью. Тенгиз Абуладзе ненавидел в жизни фальшь. То же самое Ч в искусстве. Абуладзе говорил: лВ наш век химических и синтетических лшедевров╗, когда химия проникла в кино, особенно дороги искренние, неподдельные чувства. Все подлинное, естественное и... чистое. В последнее время я много путешествовал и посмотрел огромное количество лхимических╗ фильмов. С точки зрения ремесла, они безупречны. Их профессиональность на самом высоком уровне. Но так же как синтетические продукты несравнимы с натуральными, так вот и эти химические сериалы, лишенные подлинных эмоций и чувств, ничего общего не имеют с произведением искусства, где главное для меня Ч подлинность переживаний, неподдельность человеческих страстей╗. И вот в 1987 г. вышла лента лПокаяние╗ Ч завершающий фильм трилогии народного артиста СССР Тенгиза Абуладзе: лМольба╗, лДрево желания╗ и лПокаяние╗. Трилогия создавалась более 15 лет. В этот период Тенгаз Абуладзе снимал и другие фильмы (например, лОжерелье для моей любимой╗ Ч 1971 г., на 17 кинофестивале в Киеве, 1984 г. Ч приз за лучшую комедию). Но работа над трилогией являлась главным делом режиссера. Картины, составившие трилогию, не связаны сюжетными линиями и главными героями, но органически связаны стилистикой и темой. Стилистика притчи, поэтичность, метафоричный образный язык характерны для каждой из этих лент. От фильма к фильму нарастало звучание основной нравственной и гражданской темы трилогии Ч ответственность человека, облеченного властью, перед современниками и будущими поколениями.

Фильм лПокаяние╗ надо посмотреть не однажды, чтобы до конца понять его сложный, на первый взгляд, а в сущности-то кристально ясный образный язык. Но сильный эмоциональный ток и без всяких раздумий мгновенно устанавливается между экраном и зрителем.

Картина лПокаяние╗, будучи несомненно огромным общественным событием, есть одновременно событие кинематографа, творение высшего художественного ранга. В лПокаянии╗ очень много сверхзадач. Картина Абуладзе апеллирует к вечным категориям, к таким понятиям, как память, сострадание, любовь, нравственная ответственность, смерть, жизнь. Фильм сложен и на редкость прост. Ему свойственна ясность неопровержимых выводов. В картине происходит как бы ералаш эпох. Но это не отвлекает от смысла, а укрупняет мысль. Когда происходит действие? Никогда и всегда. Где оно происходит? Нигде и везде. Везде, где попираются законы, человеческая личность, а террор, страх становятся привычными состояниями.

Фильм имеет кольцевое строение: круги сюжета, кольца времени, кольца персонажей. Вот зритель попадает в круг лхозяев жизни╗ недавнего прошлого, потом -сюжетное кольцо, которое можно назвать лВремя Авеля╗ (сын диктатора Аравидзе). Варлам Аравидзе знал свою силу: свобода от веяний жалости, укоризы совести или хотя бы страха перед чем-то высшим Ч храмом, историей или народной памятью. Артист Автандил Махарадзе замечательно и непохоже сыграл 2 роли Ч отца и сына. В фильме есть фантасмагорическое кольцо Ч возвращение мертвого тела Варлама к Аравидзе Ч младшим (прямо кладбищенский гротеск!). Злоумышленник и организатор этого явления Ч женщина (в начале фильма она выпекает торты и особо жалует форму храма). Действие следующего кольца Ч круга Ч это суд. Героиню зовут Кетеван Баратели. Она начинает в суде свой рассказ о В. Аравидзе, его эпохе. Время Варлама (зритель назовет его л1937 год╗, Данте охарактеризовал бы л10-ым другом ада╗) просматривается сквозь судьбу одной семьи: художника Сандро, его жены и дочери. Это история жестоко пострадавшей интеллигенции, невосполнимых потерь, выбитого цвета поколения.
Тенгиз Абуладзе рассказывал, что толчком, для сюжета послужил реальный факт: в Мингрелии, в деревне, кто-то выкопал покойника и поставил к воротам дома его родственников. В сущности, мстителем в фильме сначала должен был быть мужчина. Но однажды режиссеру приснился сон, что героиней необходимо стать женщине. С ней ассоциируется жизнь, земля. Абуладзе говорил, что ему стало ясно, что иначе невозможно. Фильм вобрал в себя подлинные биографии, факты жизни, воспоминания многих людей. Автор фильма подчеркивал, что каждый поворот, персонаж, конфликт имеют реальные жизненные обеспечения. Но сама действительность лварланизма╗ настолько абсурдна, что на его взгляд, не поддается изображению средствами спокойного реалистичного кино. Емкая, зачастую условная форма фильма позволяет зрителям наполнять ее также и собственными, личными эмоциями, воспоминаниями, ассоциациями. Круги-кольца фильма сращены, пронизаны общими кровеносными токами, прошлое прорастает в настоящее... Для подобного предмета изображения Ч хитросплетений и судеб, круговерти мертвечины, отравляющей живое, Ч постановщику и понадобился сложносоставной, смешанный жанр. Ему могло подойти название лфантастического реализма╗, которому Е.Вахтангов в 1922 г. предрек взлет в трагическую, полную катаклизмов эпоху. В кино к этому жанру обращались и Чаплин, и Бергман, и Феллини. По сути Ч это экранный язык XX в., равноправный с языком документального киноизображения. На этом языке любит говорить и грузинское кино, для которого свойственна традиция притчи, басни, развернутой метафоры. А ведь без условности, лчудинки╗ нет грузинского кино. У Абуладзе в фильме ни один кадр, ни одна вещь и деталь не является случайной. Каждая Ч значима. Виртуозна по режиссерской партитуре сцена явления вождя народу (взаимодействие трех лигровых точек╗: окно, фонтан, балкон). Велика роль музыки в фильме. Она принадлежит к подтексту, лкультурному слою╗. Музыка включена на равных правах с изображением и речью в сферу главных идей произведения. Неожиданное звучание приобретает бетховенская ода лК радости╗. Она звучит трагическим символом времени: XX век оказался на пороге страшнейших испытаний... Примечательна в фильме работа художника Г. Микеладзе и оператора М. Аграновича (снимает камерой, как пишет кистью). Интересно, что в фильме нет декораций, только натура. Дом художника Баратели снят в Доме-музее народной художницы Грузии Елены Ахвледиани, которая сама была представительницей той духовной элиты нации, что и герои Сандро, Нино, маленькая Кети. И храм снимался подлинный Ч VI век.
Режиссер Тенгиз Абуладзе говорил: лЕдинственную и необходимую форму я искал... для лПокаяния╗. Зло, пришедшее к власти, Ч это тупик. Социальное зло, пришедшее к власти, Ч это тупик. Социальное зло настолько разрушительно, что способно наказать самое себя, Ч вот что надо раскрыть в образе Варлама. Кстати, фамилия Аравидзе Ч от грузинского ларавин╗, что означает лникто╗, пустота, посредственность, сумевшая встать над людьми благодаря личному коварству, низости и вседозволенности. Главный образ в фильме Ч собирательный. Автандил Махарадзе создал в своем герое и маску зла, и безупречно достоверный, прописанный до малейших деталей психологический портрет. Узурпатор Варлам стремится присвоить себе вслед за властью земной также и духовную, тщится подменить собою божество. Важна в фильме сцена, где его сын Авель решает пойти на исповедь и его встречает таинственное лицо в черной сутане, Авелю на его неискренние сетования и фальшивое раскаяние отвечает дьявольский знакомый хохоток: это все он, Варлам, Ч христопродавец, христоед (на исповеди его плотоядные губы втягивали куски рыбы в жадный рот, а рыба, как известно, Ч один из древних поэтических символов Христа-Спасителя). А потом на руках у Авеля в суде оказался рыбий скелет, обглоданный папашей. Если первое дело Варлама было Ч уничтожение веры (без нее легче закабалить человека), то второе Ч истребление искусства (еще Гитлер говорил: лПоэтам и художникам надо время от времени грозить пальцем!╗). Также важный эпизод (ближе к финалу) Ч самоубийство юноши из охотничьего ружья, подаренного дедом. Это расплата за всю ложь и фальшь лцарствующего дома╗. Лишь после этого опомнится Авель Ч и покаяние его полно и безусловно. Он раскапывает могилу и вышвыривает труп отца. Фильм запускался в 1981 г., снимался в 1983 г., а в конце 1984 г. было сообщено, что Абуладзе завершил съемки фильма о трех поколениях грузинской семьи. А на экран картина вышла лишь в 1987 г. лПокаяние╗ приобрело высокое звучание реквиема. лНе может погибнуть прекрасная суть человеческая╗ даже под натиском сгущающих сил зла. Эти слова Важи Пшавелы, поэта и пророка, Ч эпиграф к лМольбе╗, Ч могут служить сквозной мыслью всей трилогии. Фильм поведал, что потребность в покаянии Ч это уже путь к нему. В финале фильма пожилая путница спросила о дороге, которая приведет к Храму. Эту роль Абуладзе подарил Верико Анджапаридзе, и по этой последней своей дороге великая актриса Грузии ушла в бессмертие Ч она скончалась во время Московской премьеры фильма.

И в конце хотелось бы отметить, что после этого трудного произведения киноискусства чувствуется просветленность тех, кто посмотрел фильм Т. Абуладзе, вошедшего в справочник лПервый век кино╗, где названы фамилии ста лучших режиссеров мирового кино.

 

 

В начало

Написать письмо

дизайн :: Андрей Гаряев

й Студенческий центр "ОМЕГА" 2005

 

 

     
 
Hosted by uCoz