Hosted by uCoz

 

В начало

Написать письмо

 

   
 

   

    :: Имена

 

Кира Муратова

Она родилась в 1934 году на территории нынешней Молдавии, в Сороках, так называют это место. До замужества носила фамилию попроще Короткова. Проучившись всего один курс на филологическом факультете МГУ, все-таки ушла во ВГИК на режиссерский, где под руководством своих мастеров С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой проучилась вплоть до 1959 года. С 1962 года работала на Одесской киностудии режиссером-постановщиком...

Ее кино стало доходить до зрителя только в конце восьмидесятых, хотя первый свой фильм "У крутого яра" она сняла еще в 1961 году совместно со своим мужем А.И. Муратовым. "Зрительскую судьбу своих фильмов я не знаю, говорила она. В какой-то момент даже решила так: ну и ладно, я для архива снимаю".

Она не любит работать со звездами, потому что, по ее словам, "с ними нужно вести себя как с кошками, подстраиваться под них" и это излишнее внимание проступает потом на пленке цветными пятнами эксгибиционизма той звезды, которую снимаешь. Наверно, по этой причине Муратова предпочитает работать с актерами малоизвестными или вообще любителями.

И все же, несмотря на это, она открыла множество дарований, которые теперь считаются настоящими звездами. Первыми, конечно же, на ум приходят Нина Русланова, Рената Литвинова и Зинаида Шарко (возможно, сыгранная ею героиня "Долгих проводов" самая сильная женская роль в советском кино: фильм снят в 1971-м, выпущен в 1987-м). Кстати, Литвинова сделала вообще, казалось бы, невозможное: помогала Муратовой как сценарист аж в двух картинах в "Увлечениях" и "Трех историях", где и сама сыграла роль в одной из новелл, ставшей впоследствии ее "визитной карточкой". Обычно Муратова не терпит "инородного" вмешательства в свои фильмы: сама снимает, сама сценарии пишет, актеров подбирает и даже пленку монтирует все сама. Такая вот самостоятельная женщина. Она не любит общаться с журналистами, хотя им-то она как раз очень интересна: ее имидж русской женщины-тайны, которая знает, в чем истина, притягивает к себе внимание. Отказ только усиливает интерес: получается такой невольный самопиар. Ей, например, не нравится, когда ее кино начинают разбирать по полочкам многоумные критики и рецензенты: "Только не открывайте меня, как консервную банку, а то порежете пальчики". "Что вы, что вы, Кира Георгиевна, ни в коем случае, мы только позволим себе немного рефлексии на эту тему".

Вообще все ее кино о людях немного странных, на первый взгляд бездушных, трогательных, иногда пустых и оттого нервных. Но именно в этом мрачном наборе она и находит черты современного человека, говорящего по-русски. "Я предпочитаю снимать на русском языке где бы то ни было", говорит она.

Она по-хорошему заряжает зрителя и кадром, и драматизмом и проблематикой. Ее кино это постоянный конфликт между пленкой и реальностью, между актером и его персонажем, между волей автора и самим кино. Это некий метафизический сдвиг, это интересно, это то, что нужно продвинутому зрителю.

Хотя она никогда не идет на поводу у публики. Зритель в таких случаях обвиняет ее в нелюбви к людям, в мрачности и безысходности. Муратовой лишь остается стоически улыбаться или разводить руками: так уж оно и есть в жизни, я же, мол, не вру вам, вы сами, по большому счету, мало что любите, кроме самих себя...

Ее картины постоянные участники и лауреаты международных и отечественных кинофестивалей. Ее творчество отмечают с завидной регулярностью (например, приз Fipressi на МКФ в Локарно за фильм "Долгие проводы" в 1987 году, приз "Серебряный медведь" на Берлинском МКФ за "Астенический синдром" в 1990-м и множество призов на отечественных кинофестивалях, в том числе и на последнем Выборгском фестивале "Окно в Европу" ей был вручен приз "За лучшую режиссуру" за фильм "Чеховские мотивы"), причем иногда попадаются призы с прозрачными формулировками: "За вклад в искусство", например приз Берлинской академии искусств в 1999 году. Дело тут, видимо, не только в режиссерской самобытности. В ее картинах европейский зритель находит то, что ищет: мрачную, мокрую, холодную страну с гордым названием Россия, где живут сильные нервные женщины и их пьющие мужья, роковые медсестры-блондинки и прочие фрики. Загадка. Тайна. Рок. То, чего нет в их собственной, буржуазной жизни.

Что говорит о ее творчестве бесспорно положительно, так это то, что кино Муратовой всегда максимально отдалено от каких-то политических или идеологических высказываний, мотиваций. Если таковые и встречаются, то они весьма косвенны и не оттягивают на себя внимание зрителя. Вообще художник должен всегда быть в стороне от суеты, его дело лишь рассказывать о том, что он чувствует, как видит, а такие вопросы, "как жить народу" и т.п., не в его компетенции.

Неписаный закон техники безопасности творческого человека: не переходи грань вкуса, и тогда все будет хорошо. Муратова это понимает и заслуживает уважения хотя бы за это. Всякий, кто начинал переступать эту черту, неизменно терял чувство меры, и в картинах сразу селилась пошлость. Зато приходили деньги на кино, слава и снисходительность власти. Муратова сделала свой выбор в пользу чистого творчества, руководствуясь принципом "искусство ради искусства".

Она не пытается окультурить или отфильтровать реальность, но и не снимает то, что видит сама. Именно в этой золотой середине она находит столь важный компонент, который мы называем художественностью. Поэтому мы вправе говорить о гармонии в фильмах Киры Муратовой, никогда не работающей с податливой фактурой, никогда не ищущей легких путей и характеров. Темы ее сложны, а задачи туманны для всех остальных участников съемочной группы. Она любит красоту и стремится к ней, но при этом широко использует рецепт: "в одну бочку меда добавляем ложку дегтя, тщательно перемешиваем получаем жизненность". Очень даже может быть, что это неверный подход, но наше дело лишь выделить момент, суть, а не давать оценку происходящему. И все-таки нужно сказать о главном свойстве ее творчества о его женственности. Это больная тема многих творческих женщин, но без пары слов на эту тему мы никак сегодня не обойдемся.

Женственность кинематографа Муратовой это не половой признак, а знак другого мировоззрения. Многие говорят о том, что нет мужского или женского творчества, что есть искусство, и оно существует само по себе, у него нет пола. А все-таки всегда видно, где мужик снимал, а где нет. Не в смысле, что женщины делают кино хуже (глупо вообще так рассуждать), но они делают его иначе, и не замечать этого может только человек, никогда не понимавший кино. Один мой знакомый хорошо сказал на эту тему: "Разум женщины измененное состояние мужского сознания", правда, он имел в виду термин "измененное состояние сознания" в его сугубо психологическом смысле и никакой метафизики.

Взгляд Муратовой пытается углубиться в каждый момент экранного времени, изучить его и если не выставить балл, то хотя бы прочувствовать каждый сантиметр этой кинореальности. Красота, умеренная натуралистичность, постоянная рефлексия по любому поводу и размытость формы вот истоки женственности ее кино.

Кира Георгиевна пытается передать, если можно так выразиться, своеобразное пятое измерение душу, что ли, духовность, наши ощущения, Божий мир или хаос, как вам больше нравится. Поэтому нам и кажется ее кино таким странным: это не просто люди, не просто природа, это другой язык киноязык чувств и ассоциаций, на котором она пытается достучаться не до нашего разума ("вот это цитата отсюда, здесь я это хочу сказать, вы поняли?" и т.п.), а до нашего сердца, которому хоть и чужды красивости и нелепые метафоры, но которое, как ни пафосно это звучит, все больше становится в наше смутное время твердым и холодным...



 

 

В начало

Написать письмо

дизайн :: Андрей Гаряев

Студенческий центр "ОМЕГА" 2005

 

 

     
 
Hosted by uCoz