Hosted by uCoz

 

В начало

Написать письмо

 

   
 

   

   :: Рецензии на фильмы

 

"Миг невинности"

Страна: Иран, Франция
Год: 1996
Режиссер: Мохсен Махмальбаф
В ролях: Мирхади Таеби, Мохсен Махмальбаф, Али Бахси, Омар Тафти, Марьям Мохамадамини и др.
Сценарий: Мохсен Махмальбаф

 


В результате восстания 1-11 февраля 1979 года к власти в Иране приходит новое, демократическое (как тогда казалось) правительство. Вслед за этим событием немедленно следует провозглашение Исламской республики. Шахский режим уничтожен. Новое правительство принимает ряд мер по оздоровлению культуры. Самыми знаменитыми из них стали травля писателя Салмана Рушди и целый ряд табу в кино, запрещающих эротические сцены, показ игорных и злачных заведений, лотереи, магазинов роскоши и прочий разврат типа женщин с непокрытой головой или сигаретой. При этом экранизировать эпизоды из Корана также запрещено. Революция, от которой так много ждали, оказалась очередным мыльным пузырём, по крайней мере, в своих отношениях с культурой и искусством. Но в конце семидесятых думали иначе. Молодой Махмальбаф готов был на преступление ради исламской революции. Он набросился на полицейского, за что угодил в тюрьму. После освобождения он начинает снимать кино и к концу девяностых превращается в знакового иранского режиссёра, наравне с Аббасом Кьяростами.
Однажды наниматься в массовку к режиссёру пришёл тот самый полицейский. Так появилась идея "Мига невинности". И нападавший (режиссёр) и жертва (полицейский) пытаются восстановить события двадцатилетней давности, пригласив молодых актёров на роли самих себя. Пусть каждый воссоздаст свою правду о покушении, но в рамках одного фильма. Для самого Махмальбафа это прекрасная возможность переосмыслить своё прошлое и инструментом для этого он избирает кинематограф. В сюжет, основанный на реальных событиях, режиссёр умело вплетает драматургические и сюжетные аллюзии - оказывается, что полицейский был тайно влюблён в сестру Махмальбафа, а парень играющий режиссёра в молодости испытывает симпатию к его племяннице (то есть дочери сестры).
"Даже пятьдесят революций не изменят иранскую культуру. - говорит режиссёр. - Это жестокая культура: родители наказывают своих детей, государство наказывает своих граждан". Наверное, в этом и кроится секрет феноменального успеха иранского кинематографа на всех без исключения европейских фестивалях последнего десятилетия. То, что для Востока норма и неоспоримое табу, для Запада интригующая экзотика и поиск нового способа художественного самовыражения. Портной, к которому пришли полицейский и молодой актёр, вспоминает старые добрые времена, когда в кинотеатрах шли фильмы с участием Кирка Дугласа и Энтони Куина. Каждый иранец (по фильму) любит кино. На предложение сняться в картине Махмальбафа все отвечают однозначным "да". Ирония судьбы заключается в том, что сам Махмальбаф никогда не был киноманом, в своё время он даже поссорился с матерью, которая хотела ходить в кино. Отвергая кинематограф в юности, в зрелом возрасте он становится наиболее авторитетным и уважаемым режиссёром современного Ирана.
Готовясь к роли молодого Махмальбафа, парень понимает всю наивность и, одновременно, рискованность поступка своего прототипа. "Неужели нельзя по иному перестроить мир?" - держа в руках нож, которым ему предстоит ранить полицейского, спрашивает он у режиссёра. "Мы думали иначе" - отвечает Махмальбаф. И вот, настал день съёмок. Девушка должна подойти к полицейскому, спросить у него что-нибудь, а в это время молодой Махмальбаф нападёт и ранит его. Но полицейский уже давно влюблён в эту девушку. На протяжении месяца он хочет подарить ей цветок, и только сильное волнение при её появлении не позволяют ему сделать этого. В руках у молодого режиссёра хлеб (иранский лаваш), под ним он прячет нож. События начинают развиваться точь-в-точь как двадцать лет назад. Но что мы видим? И "полицейский" и "режиссёр" одновременно протягивают девушке свои дары - хлеб и цветок. На съёмочной площадке рождаются новые отношения, новое чувство. Актёры преодолевают внутренних демонов Махмальбафа и Полицейского, они начинают конструировать свою, иную реальность. Перед первым дублем один из них плача восклицает - "Люди не ждут от меня насилия, им нужен хлеб и цветы!". Только так можно найти гармонию с самим собой и с обществом в целом. Только так можно продлить миг невинности.
Режиссёр выносит на суд зрителей эпизод своей собственной жизни, пытаясь при этом обнажить изъяны культурного ареала, в котором ему приходиться существовать. Для него, это возможность ещё раз "прожить" событие повлиявшее на его дальнейшую судьбу, для нас, это возможность приоткрыть завесу таинственности над феноменом, название которому Мохсен Махмальбаф.


 

 

В начало

Написать письмо

дизайн :: Андрей Гаряев

Студенческий центр "ОМЕГА" 2005

 

 

     
 
Hosted by uCoz