В
1973-1977 учился на режиссерском факультете Пражской
киноакадемии ФАМУ. Дипломная работа лГерника╗ (1976)
удостоилась первой премии на фестивале студенческих фильмов в
Карлови-Вари. В 1978 снял телевизионную ленту лНевесты
приходят╗, запрещенную цензурой лпо моральным соображениям╗.
Следующая картина для ТВ Ч лБуфет лТитаник╗ (1979, по новелле
И. Андрича). Первая работа Кустурицы в кино Ч лПомнишь ли,
Долли Белл?╗ (Do You Remember Dolly Bell?), лирическая драма о
проблемах боснийской молодежи 60-х годов (1980, премия за
дебют и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции-81), приносит ему
неофициальный титул лрежиссера 21 века╗. Кустурица преподает в
киношколе в родном Сараево (республика Босния и Герцеговина в
бывшей СФРЮ), одновременно работая над фильмом лОтец в
командировке╗ (Otac na sluzbenom putu), метафизической драмой
об эпохе политических репрессий в Югославии в начале 50-х
годов, которая увидена глазами впечатлительного ребенка (1984,
главная премия на МКФ в Канне-85, номинация на лОскар╗).
В последующие три года прославившийся уже в мировом масштабе
режиссер предпринимает несколько грандиозных проектов, среди
которых Ч лМост на Дрине╗ по роману И. Андрича, лДухоборы╗ Ч о
сектантах с Украины, эмигрировавших от преследований царских
властей в Канаду, осовремененная версия лПреступления и
наказания╗ по роману Ф. Достоевского. Ни один из этих замыслов
не был реализован, но тем не менее Кустурица снял в Македонии
фильм лДом для повешения╗/лВремя цыган╗ (Dom za vesanje, 1988,
премия на МКФ в Канне-89), грандиозную этнографическую фреску
о средневековом по сути образе жизни современных цыган на
Балканах, о трагическом столкновении двух цивилизаций.
В 1990 он преподает кинорежиссуру в Колумбийском университете
в США. Затем, основываясь на своих американских впечатлениях,
снимает при содействии французских продюсеров картину лАризонский
сон╗ (Arizona Dream, 1992, премия на МКФ в Берлине-93),
действие которой происходит в США. Во время лбалканской войны╗
1992-1995 эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает
фильм лПодполье╗ (Underground, главная премия на МКФ в
Канне-95), трагикомическую метафору югославской истории
последнего полувека. В настоящее время работает во Франции над
лентой лЧерная кошка, белая кошка╗, являющейся своеобразным
продолжением лДома для повешения╗.
1981 ПОМНИШЬ ЛИ, ДОЛЛИ БЕЛЛ? / DO YOU REMEMBER DOLLY BELL?
режиссер
1985 OTAC NA SLUZBENOM PUTU режиссер
1987 STRATEGIJA SVRAKE сценарист
1987 ZIVOT RADNIKA сценарист
1989 ВРЕМЯ ЦЫГАН/ДОМ ДЛЯ ПОВЕШЕНИЯ / TIME OF THE GYPSIES/DOM
ZA VESANJE режиссер, сценарист
1992 АРИЗОНСКИЙ СОН / ARIZONA DREAM режиссер, сценарий
1995 UNDERGROUND режиссер